ЭРЕНФЕЛЬС (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус (1859 - 1932) -
австрийский философ и психолог, представитель гештальтпсихологии. Ученик Ф.
Брентано. Первоначальное образование получил в Высшей школе агрокультуры в
Вене, затем изучал философию в Венском ун-те (д-р философии, 1885). В 1885-1888
гг. работал в Грацком ун-те в первой в Австрии психологической лаборатории под
руководством А. Мейонга, на представления которого
впоследствии оказал существенное влияние. В 1888 подготовил дис. для замещения
должности доцента в Вене, с 1889
г. Э. - экстраординарный профессор пражского Немецкого
ун-та, с 1896 г.
- ординарный профессор. Пробовал себя на поэтическом поприще. Основываясь на
работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие
мелодий, открыл в 1890 г.
ряд гештальт-качеств, названных в его честь "качествами Эренфельса". Это - качество "сверхсуммативности" (в целостном
предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей)
и качество "транспозитивности" (образ целого остается, даже если все
части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности
одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например,
воспроизведение нот мелодии с конца фразы). (“Über Gestaltqualitäten” / Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie, 1890, 14). Это исследование стало
ключевым для всего гештатльтпсихологического направления. В наибольшей степени
учение Э. отразилось на подходах М. Вертгеймера и В. Келера. Сами же
гештальт-качества понимались Э. (в рамках учения Ф. Брентано об
интенциональности психики) как некое духовное явление производящей деятельности
субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал
высотой или чистотой гештальтов. В дальнейшем его интересы переместились с
экспериментальной психологии на вопросы философии. В частности, он пытался
обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен
как борьба между гештальт-принципом (Бог) и "неоформленным" (Хаос), а
человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной
(«Kosmogonie», 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя
понятие числа из его субъективной
представленности («Das Primzahlengesetz», 1922). Автор трудов:. «Philosophischen
Schriften», W., 1882; «System der Werttheorie», 2 Bd.,1898-1897; «Grundbegriffe
der Ehtik», 1907; «Sexualethik», Wiesbaden, 1907; «Die Religion der Zukunft»,
1928.
И.М. Кондаков