http://www.scrigroup.com/files/personalitati/186_poze/image001.jpgЭРЕНФЕЛЬС (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус (1859 - 1932) - австрийский философ и психолог, представитель гештальтпсихологии. Ученик Ф. Брентано. Первоначальное образование получил в Высшей школе агрокультуры в Вене, затем изучал философию в Венском ун-те (д-р философии, 1885). В 1885-1888 гг. работал в Грацком ун-те в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейонга, на представления которого впоследствии оказал существенное влияние. В 1888 подготовил дис. для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. Э. - экстраординарный профессор пражского Немецкого ун-та, с 1896 г. - ординарный профессор. Пробовал себя на поэтическом поприще. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальт-качеств, названных в его честь "качествами Эренфельса". Это - качество "сверхсуммативности" (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество "транспозитивности" (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). (“Über Gestaltqualitäten” / Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie, 1890, 14). Это исследование стало ключевым для всего гештатльтпсихологического направления. В наибольшей степени учение Э. отразилось на подходах М. Вертгеймера и В. Келера. Сами же гештальт-качества понимались Э. (в рамках учения Ф. Брентано об интенциональности психики) как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гештальтов. В дальнейшем его интересы переместились с экспериментальной психологии на вопросы философии. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между гештальт-принципом (Бог) и "неоформленным" (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной («Kosmogonie», 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности («Das Primzahlengesetz», 1922). Автор трудов:. «Philosophischen Schriften», W., 1882; «System der Werttheorie», 2 Bd.,1898-1897; «Grundbegriffe der Ehtik», 1907; «Sexualethik», Wiesbaden, 1907; «Die Religion der Zukunft», 1928.

И.М. Кондаков