ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Хомбургер(1902 –
1994) – американский психолог,
социолог и психоаналитик. Основатель психоистории, один из основателей
эго-психологии. Профессор (с 1960) и поч. профессор Гарвардского ун-та (1970). Детство
и юность провел в Германии. Увлекался живописью. После знакомства с А. Фрейд
заинтересовался детским психоанализом и начал работать преподавателем рисования
в ее школе. Прошел курс персонального (дидактического) психоанализа у А. Фрейд.
Испытал значительное влияние идей и личности З. Фрейда. Психологическое
образование получил под руководством А. Фрейд в Венском
психоаналитическом ин-те (1927-1933). В 1933 г. эмигрировал в США. Работал в ун-тах: Беркли (1939-1951), Питсбургском (1951-1960), Гарвардском
(1960-1970). В США Э. поселился с семьей в Бостоне, где открыл первый в
городе кабинет детского психоанализа. Осуществил работы по игровому анализу на медицинском фак-те Гарвардского ун-та. Сотрудничал с К.
Левиным, Г. Мюрреем и др. видными психологами. Практиковал в Общей больнице
Массачусетса. В 1937 г.
перешел в Йельский ун-т. Исследовал жизнь и психику индейцев племен сиу и
юроков. Работал в Калифорнийском ун-те (Беркли), из которого демонстративно
ушел в знак протеста против увольнения сорудников, отказавшихся публично
заявить о своих политических симпатиях и лояльности. В годы второй мировой
войны исследовал психологию подводников, занимался терапией "военных
неврозов" ("неврозов военного времени") и выполнил ряд других
работ по заданиям Пентагона. Опубликовал психоаналитическую статью о роли
образа Гитлера для немецкой молодежи. После окончания войны занимался
преимущественно психоаналитически ориентированной психологией и детским
психоанализом. Около 20 лет работал в Центре Остена Риггса в Беркшире, где
сотрудничал с Д. Рапапортом, Р. Найтом и др. В 1960-1970 гг. вновь работал в
Гарвардском ун-те. Осуществил пересмотр некоторых установок классического
психоанализа З. Фрейда. Подчеркнул биосоциальную природу и адаптивный характер
душевной деятельности человека, интегративным качеством которого считал
психосексуальную идентичность. Создал учение об идентичности как динамичной
конфигурации тождественности человека самому себе, собственному представлению о
себе и способности к полноценному решению различных личностных задач. Показал,
что изменение социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и
формирования новой идентичности человека. Разработал
концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности через восемь
кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных "задач
развития": 1) Доверие - недоверие, 2) Автономия - стыд, сомнение, 3)
Инициатива – чувство вины, 4) Созидание – чувство неполноценности, 5)
Идентичность – спутанная идентичность, 6) Интимность – изоляция, 7)
Генеративность – стагнация и 8) Интегративность – безысходность.
Исследовал сексуальную этиологию кризисов развития человека. Установил
автотерапевтический характер поиска и обретения психосоциальной идентичности.
Разработал концепции "диффузии идентичности" и "психического
моратория". Создал новые психотерапевтические методы, отчасти направленные
на преодоление синдрома массовой "патологии идентичности".
Подчеркивал важную роль психических и личностных факторов в развитии общества.
Исследовал взаимосвязь социальных потрясений (войн, революций и т.д.) и
массовых неврозов. Развивал идеи об "исторической актуальности".
Сформулировал "золотое правило" этического поведения: "Поступай
по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и
тебе". В 1958 г.
опубликовал книгу "Молодой Лютер", ставшую первым серьезным опытом
применения психоисторического метода и датой рождения созданной им
психоистории. В дальнейшем развивал психоисторические идеи в ряде книг и
статей. Исследовал современное "травматическое видение мира",
проблемы социальной этики, этнологии, различных массовых движений и пр. Автор книг: “Childhood and society”. N.Y., 1963; “Identity: Youth and
crisis”, N.Y., 1968; “Life history and the historical moment”, N.Y., 1975 и др.
В.И.
Овчаренко