Дебора Ароновна ФарберФАРБЕР Дебора Ароновна (р. 1924 г.) - российский физиолог и психолог, д-р биологических наук (1968), профессор (1971), чл.-кор. АПН СССР (1989), д. чл. РАО (1992). С 1993 г. – член Президиума РАО. Зав лабораторией НИИ физиологии детей и подростков (1964-1993). Гл.н.с. Института возрастной физиологии РАО (с 1993). Окончив биологический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности физиология животных(1947), работала в токсикологической лаборатории Института питания АМН СССР (1947-1949). С 1949 зав. виварием Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1954 г. Ф. – ассистент кафедры анатомии и физиологии Белорусской Сельскохозяйственной Академии. С 1956 – м.н.с. Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1957 г. защитила канд. дис. на тему «Электрическая активность сетчатки при наличии очага местного возбуждения в зрительном нерве и корковом конце зрительного анализатора» и поступила на работу в НИИ акушерства и гинекологии Минздрава СССР. С 1964 г. зав. лабораторией НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР (ныне Институт возрастной физиологии РАО). В 1966 г защитила докт. дис. "Электрическая активность мозга в раннем онтогенезе". С1978 по 1990 г. руководила комплексной программой исследований по проблеме «Физиология развития детей». Основные работы Ф. посвящены исследованию функционального развития мозга в возрастном диапазоне от рождения до 17 лет, а также изучению нейрофизических механизмов, обеспечивающих формирование когнитивных процессов. Результаты этих исследований отражены в монографиях: «Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе», М., 1969; "Электроэнцефалограмма детей и подростков" /в соавт., М., 1972; "Сенсорные механизмы развивающегося мозга", М., 1977; "Физиология подростка", М., 1988; "Структурно-функциональное созревание развивающегося мозга", М., 1995. Полученные в исследованиях факты позволили выделить основные характеристики электрической активности мозга, характерные для каждого возрастного периода. На основе этих показателей Ф. были разработаны нормативные показатели ЭЭГ, используемые для диагностики функциональных и органических нарушений ЦНС, а также выявлены возрастные периоды, сензитивные к внешним воздействиям, исходя из которых возможна разработка программ обучения и воспитания, более полно и адекватно учитывающих физиологические и психофизиологические особенности детей. Является совм. с М.М. Безруких автором словаря «Психофизиология» в составе «Психологического лексикона» (под общ. ред. А.В. Петровского).

А.Н. Коновалов, Т.Д Марцинковская