ФАРБЕР Дебора Ароновна (р. 1924 г.) - российский физиолог и психолог, д-р
биологических наук (1968), профессор (1971), чл.-кор.
АПН СССР (1989), д. чл. РАО (1992). С 1993 г. – член Президиума РАО. Зав лабораторией
НИИ физиологии детей и подростков (1964-1993). Гл.н.с. Института возрастной
физиологии РАО (с 1993). Окончив биологический фак-т
МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности физиология животных(1947), работала в
токсикологической лаборатории Института питания АМН СССР (1947-1949). С 1949
зав. виварием Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1954 г. Ф. – ассистент
кафедры анатомии и физиологии Белорусской Сельскохозяйственной Академии. С 1956
– м.н.с. Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1957 г. защитила канд. дис.
на тему «Электрическая активность сетчатки при наличии очага местного
возбуждения в зрительном нерве и корковом конце зрительного анализатора» и
поступила на работу в НИИ акушерства и гинекологии Минздрава СССР. С 1964 г. зав. лабораторией
НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР (ныне Институт возрастной физиологии
РАО). В 1966 г
защитила докт. дис. "Электрическая активность мозга в раннем
онтогенезе". С1978 по 1990
г. руководила комплексной программой исследований по
проблеме «Физиология развития детей». Основные работы Ф. посвящены исследованию
функционального развития мозга в возрастном диапазоне от рождения до 17 лет, а
также изучению нейрофизических механизмов, обеспечивающих формирование
когнитивных процессов. Результаты этих исследований отражены в монографиях:
«Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе», М., 1969;
"Электроэнцефалограмма детей и подростков" /в соавт., М., 1972;
"Сенсорные механизмы развивающегося мозга", М., 1977; "Физиология
подростка", М., 1988; "Структурно-функциональное созревание
развивающегося мозга", М., 1995. Полученные в исследованиях факты
позволили выделить основные характеристики электрической активности мозга,
характерные для каждого возрастного периода. На основе этих показателей Ф. были
разработаны нормативные показатели ЭЭГ, используемые для диагностики
функциональных и органических нарушений ЦНС, а также выявлены возрастные
периоды, сензитивные к внешним воздействиям, исходя из
которых возможна разработка программ обучения и воспитания, более полно
и адекватно учитывающих физиологические и психофизиологические особенности
детей. Является совм. с М.М. Безруких автором словаря «Психофизиология» в
составе «Психологического лексикона» (под общ. ред. А.В. Петровского).
А.Н. Коновалов, Т.Д Марцинковская