Фельдштейн Давид Иосифович (1929 - 2015)
- российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и
педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Д-р
психологических наук (1969), профессор (1974). Чл.-коp.
РАО (1996), д. чл. РАО (1999). Почетный член APA (1998). Ак.-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО
(2000). Вице-президент РАО (2001). Учредитель и гл. ред. изданий: «Психологи
Отечества» (в 70 тт.); «Духовное единение» (в 25 тт.); серии книг «Библиотечка
школьного психолога и педагога-практика »; журнала «Мир психологии». Засл.
деятель науки РФ (2000). Лауреат премий Президента РФ в
области образования: в1998 г. за разработку концепции поуровневого социального
развития личности и социально-нормативной периодизации детства; в 2001 г в составе других
участников проекта). Образование получил, закончив исторический
фак-т Душанбинского педагогического ин-та (1951). Профессиональную деятельность
начал в качестве школьного учителя истории. С 1952 г. по 1970 г. работал директором
разных школ Душанбе (школы рабочей молодежи, 1952-1953; общеобразовательной
школы, 1953-1960; комплексной школы-интерната, 1960-1963). В 1963 в Москве
защитил канд. дис. по педагогике на тему: "Система общественно полезного
труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного
воспитания детей и подростков". В дальнейшем в Душанбе совмещал
педагогическую и научную деятельность. Был начальником отделов детдомов и
школ-интернатов МО Таджикской ССР, 1965-1966; директором республиканской
спецшколы для подростков-правонарушителей, 1966-1970; зав сектором НИИ
педагогических наук, 1963-1965; зав. проблемной лабораторией экспериментальной
психологии и программированного обучения Таджикского государственного ун-та,
1965-1970. В 1969 г.
защитил докт. дис. по психологии на тему: "Психологические основы
формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте", в
которой представлена концепция поуровневого социального развития личности в
онтогенезе («Трудный подросток», 1972). С 1970 по 1974 г. Ф. – зав. кафедрой
психологии и педагогики Таджикского ун-та. В 1974 г. переехал в Москву,
где до 1996 г.
возглавлял лабораторию Психологического развития и воспитания в подростковом и
юношеском возрастах НИИ ОиПП АПН СССР. Основные
труды этого периода представляют собой развитие идей, представленных в докт.
дис., и касаются проблем социального развития личности в онтогенезе,
закономерностей становления социальной зрелости детей, подростков, юношества
(«Психология воспитания подростка», 1978; «Психология развития личности в
онтогенезе», 1989). Им была предложена периодизация психического развития
личности, основывающаяся на выявлении внутренней взаимосвязи процессов
социализации и индивидуализации. («Психология становления личности», 1994).
Выдвинута концепция социально признаваемой и социально одобряемой деятельности
как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности,
сензитивного подростковому возрасту. Это было направлено на решение задачи
формирования мотивов, развития сознания, самосознания подростков и
стимулирование социальной активности развивающейся личности («Проблемы
возрастной и педагогической психологии», 1995). В работах Ф. определены
психологические условия возникновения отклоняющегося поведения подростков и
разработаны приемы коррекции их различных форм. Выявлены психологические
особенности разнообразных самодеятельных групп молодежи, показаны возможности
продуктивного диалога с ними («Психология развивающейся личности», 1996;
«Социальное развитие в пространстве-времени Детства», 1997). Ф. автор и соавтор
большого количества научных публикаций, в том числе 23-х монографий.
Л.А. Карпенко, В.А.Кольцова