Фельдштейн Давид Иосифович (30.12.1929 - 02.09.2015)Фельдштейн Давид Иосифович (1929 - 2015) - российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Д-р психологических наук (1969), профессор (1974). Чл.-коp. РАО (1996), д. чл. РАО (1999). Почетный член APA (1998). Ак.-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2000). Вице-президент РАО (2001). Учредитель и гл. ред. изданий: «Психологи Отечества» (в 70 тт.); «Духовное единение» (в 25 тт.); серии книг «Библиотечка школьного психолога и педагога-практика »; журнала «Мир психологии». Засл. деятель науки РФ (2000). Лауреат премий Президента РФ в области образования: в1998 г. за разработку концепции поуровневого социального развития личности и социально-нормативной периодизации детства; в 2001 г в составе других участников проекта). Образование получил, закончив исторический фак-т Душанбинского педагогического ин-та (1951). Профессиональную деятельность начал в качестве школьного учителя истории. С 1952 г. по 1970 г. работал директором разных школ Душанбе (школы рабочей молодежи, 1952-1953; общеобразовательной школы, 1953-1960; комплексной школы-интерната, 1960-1963). В 1963 в Москве защитил канд. дис. по педагогике на тему: "Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков". В дальнейшем в Душанбе совмещал педагогическую и научную деятельность. Был начальником отделов детдомов и школ-интернатов МО Таджикской ССР, 1965-1966; директором республиканской спецшколы для подростков-правонарушителей, 1966-1970; зав сектором НИИ педагогических наук, 1963-1965; зав. проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского государственного ун-та, 1965-1970. В 1969 г. защитил докт. дис. по психологии на тему: "Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте", в которой представлена концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе («Трудный подросток», 1972). С 1970 по 1974 г. Ф. – зав. кафедрой психологии и педагогики Таджикского ун-та. В 1974 г. переехал в Москву, где до 1996 г. возглавлял лабораторию Психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ ОиПП АПН СССР. Основные труды этого периода представляют собой развитие идей, представленных в докт. дис., и касаются проблем социального развития личности в онтогенезе, закономерностей становления социальной зрелости детей, подростков, юношества («Психология воспитания подростка», 1978; «Психология развития личности в онтогенезе», 1989). Им была предложена периодизация психического развития личности, основывающаяся на выявлении внутренней взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации. («Психология становления личности», 1994). Выдвинута концепция социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сензитивного подростковому возрасту. Это было направлено на решение задачи формирования мотивов, развития сознания, самосознания подростков и стимулирование социальной активности развивающейся личности («Проблемы возрастной и педагогической психологии», 1995). В работах Ф. определены психологические условия возникновения отклоняющегося поведения подростков и разработаны приемы коррекции их различных форм. Выявлены психологические особенности разнообразных самодеятельных групп молодежи, показаны возможности продуктивного диалога с ними («Психология развивающейся личности», 1996; «Социальное развитие в пространстве-времени Детства», 1997). Ф. автор и соавтор большого количества научных публикаций, в том числе 23-х монографий.

Л.А. Карпенко, В.А.Кольцова