ФИЛОНОВ Лев
Борисович (р. 1925) – российский психолог, специалист в области социальной и
юридической психологии. Доктор психологических наук (1986), профессор (1989).
Заведовал кафедрой психологии Московского государственного заочного
педагогического института (1986-90) и кафедрой психологии Университета
Российской Академии Образования (1992-94). Награжден 6
правительственными наградами за участие в Великой Отечественной войне. Окончил
Казанский юридический институт (1949), а затем отделение психологии
философского факультета Ленинградского государственного университета (1954). В 1963 г. защитил кандидатскую
диссертацию на тему: «Зависимость скорости реакции выбора от числа
различительных признаков объекта». Зависимость, установленная в исследовании,
получила название «феномена Филонова». В 1986 г. защитил докторскую диссертацию на тему:
«Развитие контактов между людьми в условиях затрудненного общения». Является автором «методики контактного взаимодействия»
(Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика
контактного взаимодействия. Пущино, 1982), которая
легла в основу практики проведения сотрудниками МВД переговоров с террористами.
Один из первых разработчиков учебных курсов по юридической
психологии (Юридическая психология; Тренинг контактного взаимодействия:
Учебно-методические программы //Сборник учебно-методических программ. МГУ, 1998). С 1992
г. Ф. заведует лабораторией психологической антропологии
Российского института культурологии, где руководил исследованиями по 3
направлениям: методологическому, коммуникационному и эмпирическому изучению
девиации и девиантности. Методологическое направление было посвящено решению
закономерностей оперирования признаками и показателями. В русле этого
направления исследовались возможности применения комплекса методик для изучения
индивидуальности, были разработаны новые принципы интерпретации результатов
экспериментов. Коммуникационное направление соотносилось с концепцией
девиационной природы изменчивости и с практикой применения контакта. Результаты
используются для снятия барьеров, сокращения психологических дистанций и
установления доверительных отношений. Была выявлена стадиальная природа
развития и установления контакта, доказана связь между мерой воздействия и
формированием асоциальных качеств личности. С 2002 г. Ф. продолжает
исследование проблем психологической антропологии на кафедре социальной
психологии Московского государственного социального университета. С 2004 г. возглавляет секцию
психологической антропологии в Московском отделении Российского
психологического общества. Под руководством Ф. защищено 23 кандидатские и 4
докторские диссертации. Он автор 155 публикаций, в том числе монографий и
учебных пособий: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.
М.: Изд-во МГУ, 1979; Детерминация возникновения и развития отрицательных черт
характера у лиц с отклоняющимся поведением //Психология формирования и развития
личности. М., 1981; Психологические способы изучения личности обвиняемого:
Учебное пособие. М., 1983; Тренинги делового общения сотрудников органов
внутренних дел с различными категориями граждан. М.: АПО, 1992.
Психолого-педагогическая антропология: Курс лекций (в соавт.). М., 2003.
Е.А. Петрова