ФОРТУНАТОВ Григорий Алексеевич (1880 -
1972) - российский психолог, специалист в области педологии, детской
психологии, психологии эмоций. Канд. психологических наук, профессор.
Принадлежал к старшему поколению отечественных психологов, которое в первые послеоктябрьские
годы приступило к строительству психологической науки на марксистской основе.
Окончив в 1916 г. Московский ун-т по специальности «психология», Ф. вел
преподавательскую деятельность на педагогическом факультете 2-го МГУ. С 1930 –
доцент, а в дальнейшем профессор кафедры педологии Московского областного
педагогического ин-та. В 1936 г. (после гонений на педологию как «лженауку» в
соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г.) лишился работы и
подвергался жестокой и необоснованной критике. С 1938 по 1952 – доцент кафедры
психологии МГПИ им. В.П. Потемкина, связь с которой он не порывал и в
последующие годы. Ф. исследовал эмоциональную жизнь человека, уделяя особое
внимание психологии страха. В области детской психологии одним из первых
исследовал проблему межличностных отношений в детских и юношеских сообществах,
прежде всего в неформальных группах. Наряду с исследовательской осуществлял
большую научно-методическую работу в сфере преподавания психологии в высших и
средних педагогических учебных заведениях. Являлся автором учебника «Педология»
(совм. с М.В. Соколовым, 1936); учебника для средней школы «Психология» (совм.
с А.В. Петровским, 1956, 1957, 1958, 1959), который был переведен на немецкий,
румынский, венгерский, китайский и японский языки, а также на языки республик,
входивших в состав СССР.
В.В.
Кочеткова