ФОРТУНАТОВ Григорий Алексеевич (1880 - 1972) - российский психолог, специалист в области педологии, детской психологии, психологии эмоций. Канд. психологических наук, профессор. Принадлежал к старшему поколению отечественных психологов, которое в первые послеоктябрьские годы приступило к строительству психологической науки на марксистской основе. Окончив в 1916 г. Московский ун-т по специальности «психология», Ф. вел преподавательскую деятельность на педагогическом факультете 2-го МГУ. С 1930 – доцент, а в дальнейшем профессор кафедры педологии Московского областного педагогического ин-та. В 1936 г. (после гонений на педологию как «лженауку» в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г.) лишился работы и подвергался жестокой и необоснованной критике. С 1938 по 1952 – доцент кафедры психологии МГПИ им. В.П. Потемкина, связь с которой он не порывал и в последующие годы. Ф. исследовал эмоциональную жизнь человека, уделяя особое внимание психологии страха. В области детской психологии одним из первых исследовал проблему межличностных отношений в детских и юношеских сообществах, прежде всего в неформальных группах. Наряду с исследовательской осуществлял большую научно-методическую работу в сфере преподавания психологии в высших и средних педагогических учебных заведениях. Являлся автором учебника «Педология» (совм. с М.В. Соколовым, 1936); учебника для средней школы «Психология» (совм. с А.В. Петровским, 1956, 1957, 1958, 1959), который был переведен на немецкий, румынский, венгерский, китайский и японский языки, а также на языки республик, входивших в состав СССР.

В.В. Кочеткова