ФРАНКЛ
(Frankl) Виктор Эмиль (1905 - 1997) - австрийский психиатр и психолог
экзистенциалистской ориентации; создатель нового направления в психотерапии -
логотерапии (так называемой третьей Венской школы психотерапии). Д-р медицины
(1930) и философии (1949). Заведовал нервным отделением Ротшильдовской клиники
в Вене (1940-42); узник нацистских концлагерей (1942-45); директор Венской
неврологической поликлиники (1946-1970); доцент (1947-1955) и профессор (с
1955) Венского ун-та. В разные годы профессор ряда ун-тов США. Президент
австрийского общества врачей-психотерапевтов, поч. д-р ряда ун-тов США, лауреат
премии им. Альберта Швейцера (1977). После кратких периодов юношеского
увлечения сначала учением З. Фрейда, затем А. Адлера, Ф. пришел к выводу о
неудовлетворительности подходов в русле глубинной психологии, не учитывающих
"вершинные" свойства и проявления личности. К концу 1930-х гг.
относится становление собственных идей Ф., наметивших новый, оригинальный
подход в теории личности и психотерапии. Эти идеи окончательно оформились и
прошли проверку жизнью в годы пребывания Ф. в Аушвице (Освенциме) и других
нацистских концлагерях. Философские, психологические, и клинические воззрения
Ф. были изложены в ряде его книг, вышедших в конце 1940-х - начале 1950-х гг. и
с тех пор не претерпели заметных изменений, развиваясь, уточняясь, и дополняясь
новыми данными. Теория личности Ф. состоит из трех частей: учение о стремлении
к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и
реализации человеком смысла своей жизни Ф. рассматривает как врожденную
мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем
поведения и развития личности. Этот смысл находится не в самом человеке, а во
внешнем мире, и не побуждает человека изнутри как имманентное влечение, а заставляет
его стремиться к реализации чего-то, что находится вне его самого. Отсутствие
смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния
экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной
особого рода ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой
интереса к жизни. Вопрос о смысле жизни не может быть абстрактным. Смысл жизни
меняется от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Человек при
этом находится в положении не спрашивающего, а отвечающего на этот вопрос,
который ставит перед ним жизнь, и несет ответственность за то, как он ответит
на этот вопрос своими реальными поступками. Помимо уникальных смыслов
существуют ценности - смысловые универсалии, кристаллизирующие в себе обобщенный
опыт раскрытия человечеством смысла типичных ситуаций. Ценности и смыслы
выполняют одну и ту же функцию. Франкл описывает три класса ценностей, которые
позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, в первую
очередь труд; ценности переживания, в частности, любовь, и ценности отношения,
сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным
обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Смысл жизни можно найти в
любом из этих трех обличий; из этого следует, что нет таких обстоятельств и
ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Смыслы не даются
нам изначально, но и не изобретаются нами; их нужно искать и находить во
внешнем мире. Усмотрение смысла в конкретной ситуации Ф. характеризует как осознание
возможностей действия по отношению к данной ситуации. Логотерапия направлена, в частности, на расширение возможности видеть
весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, из которых истинен
только один. Определить его помогает человеку специальный орган - совесть.
Смысл должен быть не только найден, но и реализован. Ограниченность, конечность
и необратимость бытия человека в мире возлагает на него ответственность за
осуществление смысла его жизни. Осуществляя смысл, человек осуществляет тем
самым себя; так называемая самоактуализация является
лишь побочным продуктом осуществления смысла. Смысл жизни человека определяет
смысл его личности. Вопросы о смысле бытия в целом, Вселенной, истории
находятся, согласно Ф., за пределами возможностей человеческого познания, что
не равнозначно, впрочем, утверждению об их бессмысленности. В своем учении о
свободе воли Ф. дискутирует с идеей пандетерминированности человеческого
поведения. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные
границы возможностей поведения, Ф. указывает на возможность человека занять по
отношению к ним определенную позицию, так, что они перестают непосредственно
определять его поведение. Ф. выделяет три онтологических измерения (уровня
существования) человека: биологическое измерение, психологическое измерение и
ноэтическое или духовное измерение. Именно в последнем локализованы смыслы и
ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в
детерминации поведения. Тем самым человек обладает определенной свободой по
отношению даже к собственным потребностям; "человек - это нечто большее,
чем психика". Ф. не отрицает детерминизма; однако у человека он предстает
как самодетерминация, механизмы которой принадлежат к
ноэтическому измерению человека. Воплощением самодетерминации человека
выступают две его фундаментальных онтологических характеристики: способность к
самотрансценденции, направленности вовне себя, и способность к самоотстранению,
к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Эти две
способности выступают обоснованием разработанных Ф. психотерапевтических
методик дерефлексии и парадоксальной интенции, оказавшихся эффективными при
лечении ряда невротических расстройств. Свобода воли в понимании Франкла неразрывно
связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в
произвол. Представления Ф. о ноэтическом измерении человека допускают как
религиозную, так и атеистическую его интерпретацию. Хотя Ф. не скрывает своей
религиозности, он убежден, что логотерапевтические методы должны быть
эффективными в руках как материалистически, так и религиозно ориентированных
специалистов и быть способны помочь как верующим, так и неверующим пациентам,
что подтверждено многолетней практикой. Публичные лекции Ф. и его книги
завоевали заслуженное признание не только на родине, но и в Германии, Италии,
Польше, США, Японии, Южной Америке, России и др. странах. В
Д.А.
Леонтьев