ФРЕЙД (Freud) Анна (1895 - 1982) - австрийский психоаналитик, дочь З.
Фрейда.. Сооснователь эгопсихологии и детского
психоанализа. Председатель Венского
психоаналитического общества (1925-1938). Поч. д-р права Венского ун-та и ун-та
Кларка (1950, США). Поч. д-р наук Медицинского колледжа Джефферсона (1964) и
ряда ун-тов (Шеффилдского, 1966; Чикагского, 1966; Йельского, 1968). Чл.
Королевского медицинского общества (1978) и поч. чл. Королевского колледжа
психиатров. Поч. д-р философии ун-та Гете (1981). В детстве получила хорошее
домашнее образование. С раннего возраста приобщилась к кругу идей отца и его
психоаналитической деятельности. В юности и зрелые годы выполняла обязанности
секретаря и помощника З. Фрейда. После получения педагогического образования
(Вена, 1914) в течении пяти лет преподавала в одной из
венских начальных школ, где впервые заинтересовалась проблемами психологии
детей. С 1920 г.
работала в английском отделении психоаналитического общества. Под непосредственным
руководством отца освоила теорию, методику и технику психоанализа. В 1922 г. опубликовала первую
статью "Бьющие фантазии и дневные мечты", в которой исследовала
способы прекращения мастурбации. В 1922 г. была принята в Венское
психоаналитическое общество и с 1923
г. начала практиковать психоаналитическую терапию.
Специализировалась преимущественно по проблемам психоанализа детского возраста
и использования психоаналитических идей в педагогике, в том числе для коррекции
недостатков обучения и воспитания. Разрабатывала методику и технику детского
психоанализа. С 1923 г.
работала в Венском ин-те психоанализа. В 1925 - 1938
гг. была председателем Венского психоаналитического общества. В 1927 г. опубликовала работу
"Введение в технику детского анализа", в которой изложила суть
оригинального психоаналитического подхода к психологии детей, подчеркнула роль
окружения в развитии ребенка и показала эффективность "игровой
терапии". В 1936 г.
в книге "Психология "Я" и защитные механизмы" развила
психоаналитические идеи о "механизмах защиты" и показала их роль в
формировании и функционировании психики и личности. В 1938 г., после оккупации
Австрии нацистами, подвергалась аресту и допросам в гестапо. После вынужденной
эмиграции в Англию (1938), совместно с З. Фрейдом, особое внимание уделяла поддержке больного отца. После смерти З.
Фрейда (1939) прилагала значительные
усилия для корректного и эффективного развития психоаналитического учения и
международного психоаналитического движения. В 1941 г., совместно с Дороти
Берлингем, организовала близ Лондона Хэмпстедский приют для детей, разлученных
с родителями во время войны, где работала до 1945 г. Наряду с поддержкой
детей осуществила комплекс психоаналитических исследований влияния психической
депривации на развитие ребенка и ее последствий. Результаты этих исследований
были опубликованы в работах "Маленькие дети в военное время"(1942),
"Дети без семьи"(1943), "Война и дети"(1943). В 1945 г. содействовала
организации периодического ежегодника "Психоаналитическое исследование
ребенка". В 1947 г.
открыла курсы подготовки детских психоаналитиков. В 1952 г. организовала и
возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, ориентированную на
психоаналитическое лечение детей. Как директор этой клиники и курсов
психоаналитической терапии руководила их работой до 1982 г. Систематизировала
психоаналитические воззрения на детство и его роль в жизни человека. Выдвинула
и разработала ряд идей о детстве и юности как периоде, характеризующимся
наличием психических кризисов, специфика переживания которых влияет на
формирование и развитие психики и личности человека. Исследовала различные
проявления нормального и анормального индивидуального развития ребенка. Автор
книг: "Психоанализ для учителей и родителей"(1931), "Детство в
норме и патологии"(1968), "Интересы ребенка"(1973) и др. работ
по детскому психоанализу и эгопсихологии.
В.И. Овчаренко