ФРЕЙД
(Frued)
Зигмунд (1856 - 1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Д-р медицины
(1881), профессор Венского ун-та (1902-1938). Поч. д-р права университета
Кларка (1909), Иностранный член Королевского общества. Основатель Венского
психоаналитического общества. Ред. журнала «International journal of psychoanalysis». Образование получил в
Венском ун-те, куда поступил в 1873
г. (д-р медицины, 1881). С 1876 по 1882 г. работал в
лаборатории физиологии животных. Проводил исследования по анатомии и физиологии
НС. После получения степени д-ра медицины, работал в качестве клинического
невролога, а с 1902 г.
- в качестве профессора Венского ун-та. В 1938 г., после захвата
фашистами Австрии, эмигрировал в Великобританию. Вместе с И. Брейером
опубликовал в 1890-х гг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В
дальнейшем отказался от применения гипноза. Начав свои исследования как физиолог и
врач-невропатолог,
пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые
больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают
патологические симптомы (расстройства движений, восприятий, памяти,
эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в организации
поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными
влечениями, прежде всего - сексуальными (либидо). В работах "Исследования
истерии" (1895, совм. с И. Брейером) и "Толкование сновидений"
(1900, 1913) выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и
техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя
методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к
выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания
дает положительный врачебный эффект. В психической жизни Ф. выделял три уровня:
бессознательный, предсознательный и сознательный. Бессознательное
является источником инстинктивного заряда мотивационной энергии.
Предсознательное содержит психические акты и явления, которые без особого
напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным
отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в
неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения.
Первоначально эта схема применялась к объяснению клинических фактов, затем она
была перенесена на некоторые обычные проявления психической жизни - обмолвки,
шутки, описки, провалы памяти и др. ("Психопатология обыденной
жизни", 1901, 1910). Во всех случаях предполагалось, что либидо
прорывается сквозь "цензуру" сознания и ищет различные обходные пути,
разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако
имеющими для личности смысл значимого символа и симптома. Считалось, что в
период развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный
инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная,
анальная, фаллическая). Задача усматривалась в выявлении этих фаз, с тем, чтобы
найти источник сексуальных нарушений, вызывающих у личности невроз в поздний
период ее жизни. Особое место отводилось "Эдипову комплексу".
Продолжая практику психотерапевта, Ф. обратился от исследования индивидуального
поведения к истории человеческой культуры, полагая, что и в ней (мифах,
памятниках литературы и искусства) воплощены сексуальные комплексы. В структуре
личности Ф. выделял три взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я,
выступая против теорий, отождествлявших личность с ее сознанием и самосознанием
или с ее психофизиологическими особенностями. В поздний период творчества Ф.
сосредоточился на социокультурных проблемах ("Будущность одной
иллюзии", 1927, 1930; "Цивилизация и недовольные ею", 1929,
"Моисей и монотеизм", 1939). Ф. автор многочисленных трудов,
переведенных на многие языки, в рус. пер. издано: «Психопатология обыденной жизни», М., 1910
«Толкование сновидений», М., 1913; «Лекции по введению в
психоанализ», т. 1-2, М.,
1922; 2001; «Тотем и
табу», М., 1923; 1998; «Основные психоаналитические теории в
психоанализе». М.-Пг., 1923; «Я и Оно», М., 1924; «Остроумие и его отношение к бессознательному», М., 1925; «Психология масс и анализ человеческого Я», М., 1925;
«Очерки по психологии сексуальности». М., 1989; «Будущее одной иллюзии»/в кн.
«Сумерки богов», М., 1989; «Ввеление в психоанализ. Лекции», М.,: Наука, 1989;
и др.
И.М.
Кондаков, М.Г. Ярошевский