ФРЕЙД (Frued) Зигмунд (1856 - 1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Д-р медицины (1881), профессор Венского ун-та (1902-1938). Поч. д-р права университета Кларка (1909), Иностранный член Королевского общества. Основатель Венского психоаналитического общества. Ред. журнала «International journal of psychoanalysis». Образование получил в Венском ун-те, куда поступил в 1873 г. (д-р медицины, 1881). С 1876 по 1882 г. работал в лаборатории физиологии животных. Проводил исследования по анатомии и физиологии НС. После получения степени д-ра медицины, работал в качестве клинического невролога, а с 1902 г. - в качестве профессора Венского ун-та. В 1938 г., после захвата фашистами Австрии, эмигрировал в Великобританию. Вместе с И. Брейером опубликовал в 1890-х гг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятий, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего - сексуальными (либидо). В работах "Исследования истерии" (1895, совм. с И. Брейером) и "Толкование сновидений" (1900, 1913) выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания дает положительный врачебный эффект. В психической жизни Ф. выделял три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный. Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотивационной энергии. Предсознательное содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема применялась к объяснению клинических фактов, затем она была перенесена на некоторые обычные проявления психической жизни - обмолвки, шутки, описки, провалы памяти и др. ("Психопатология обыденной жизни", 1901, 1910). Во всех случаях предполагалось, что либидо прорывается сквозь "цензуру" сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для личности смысл значимого символа и симптома. Считалось, что в период развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная, анальная, фаллическая). Задача усматривалась в выявлении этих фаз, с тем, чтобы найти источник сексуальных нарушений, вызывающих у личности невроз в поздний период ее жизни. Особое место отводилось "Эдипову комплексу". Продолжая практику психотерапевта, Ф. обратился от исследования индивидуального поведения к истории человеческой культуры, полагая, что и в ней (мифах, памятниках литературы и искусства) воплощены сексуальные комплексы. В структуре личности Ф. выделял три взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я, выступая против теорий, отождествлявших личность с ее сознанием и самосознанием или с ее психофизиологическими особенностями. В поздний период творчества Ф. сосредоточился на социокультурных проблемах ("Будущность одной иллюзии", 1927, 1930; "Цивилизация и недовольные ею", 1929, "Моисей и монотеизм", 1939). Ф. автор многочисленных трудов, переведенных на многие языки, в рус. пер. издано: «Психопатология обыденной жизни», М., 1910 «Толкование сновидений», М., 1913; «Лекции по введению в психоанализ», т. 1-2, М., 1922; 2001; «Тотем и табу», М., 1923; 1998; «Основные психоаналитические теории в психоанализе». М.-Пг., 1923; «Я и Оно», М., 1924; «Остроумие и его отношение к бессознательному», М., 1925; «Психология масс и анализ человеческого Я», М., 1925; «Очерки по психологии сексуальности». М., 1989; «Будущее одной иллюзии»/в кн. «Сумерки богов», М., 1989; «Ввеление в психоанализ. Лекции», М.,: Наука, 1989; и др.

И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский