Фресс (Fraisse) Поль (1911 -
1996) - французский психолог, специалист по экспериментальной психологии. После
обучения в лицее du Parc (Лион) получил высшее гуманитарное
образование в Лионе (1935). Продолжил образование в Лувенском ун-те (д-р
философии, 1943) и позднее в Парижском ун-те (д-р филологии, 1956). С 1943 г. по 1952 г. работал в
«École pratique des hautes etudes» в качестве зам. директора, с 1952 г. по 1979 г. он - директор этой
школы и заведующий лаборатории экспериментальной и
сравнительной психологии. С 1957
г. Ф. - профессор экспериментальной психологии фак-та литературы и гуманитарных наук ун-та Сорбоны, Париж.
С 1961 г.
по 1969 г.
он - директор Института психологии ун-та. Принимал активное участие в создании
французской психологической школы. С 1949 по 1960 - генеральный секретарь
Французского общества психологов (ФОП), с 1962 по 1963 г. – президент ФОП.
Президент Интернационального союза научной психологии (1976-1979). Плодотворное
сотрудничество с Ж. Пиаже началось, когда Пиаже навестил Ф. в Париже и беседа
натолкнул его на мысль изучать силлогизмы. В исследованиях,
проведенных Ф. совместно с В. Блоком, было показано, что активная деятельность
уменьшает нейровегетативное напряжение, для чего делались замеры
электродермограммы как показателя активности симпатической НС до ответственной
пробы, и во время этой пробы ("Activite psycho-galvanique et ropidite dans
une epreuve sensori-motrice complexe", "Acta Psychol.", 1957, 13,
совм. с Bloch V.). Основной же вклад Ф. в экспериментальную психологию
заключается в том, что он осуществил важнейшие экспериментальные исследования,
призванные прояснить сущность восприятия времени. Сделал вывод, что восприятие
времени представляет собой прежде всего восприятие
изменений и адаптацию к этим изменениям за счет управления памятью ("Les structures rythmiques", P., 1956; "Psychologie du
temps", P., 1957). Ф. автор трудов: «Manuel de psychologie experimentale», 1957; (Ed.) «Traite de
psychologie experimental», 9 vols, P., 1963-1966 (совм. с
Piaget J.); «La verbalisation dùn dessin facilite-elle son evocation par
lènfant» /Lànnee psychologique. 1970, 1. В рус. пер.: «Экспериментальная психология», т. 1-6 , М.,
1966-1978; «Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология» (Ред.
П. Фресс, Ж. Пиаже), вып. 6, М.,
1978.
И.М. Кондаков