JamesGeorgeFrazer.jpgФРЭЗЕР (Frazer) Джеймс Георг (1854 - 1941)шотландский этнограф, литератор, религиовед. Профессор (1921). Окончил Кембриджский ун-т, с которым потом сохранял научную связь до конца своих дней. Исследовал, систематизировал и описал огромный материал по первобытным верованиям, тотемизму, анимизму, табу, культу "воскресающих богов" и т.п. В центре всех его этнографических исследований была первобытная религия и «философия», суеверия, мифы, легенды, обряды, психология «первобытного человека». Эта сфера исследований развернулась у Ф. во множество тем, сложных и неясных вопросов, по каждому из которых он сумел найти и сопоставить великое множество фактов, как правило, мало известных. Результаты этой работы были освещены в книге «Золотая ветвь», вышедшей первоначально в виде двухтомника (1890), затем - трехтомника (1900), а в 1911-1915 гг. он подготовил и издал 12-ти томный труд. В 1923 г. Ф. выпустил однотомное сокращенное издание, которое было переведено на рус. яз. Используя сравнительно-этнографический метод, опирающийся на эволюционистскую концепцию истории человека и его культуры, и постулат единства человека и культуры, Ф. («Золотая ветвь: Исследование магии и религии», 1928; 1980) сформулировал свою, ставшую широко известной, теорию «магии и религии». Суть ее в выявлении трех стадий интеллектуального развития человечества: магии – религии – науки. «Первобытный человек» вначале верил в свою собственную способность воздействовать на окружающую его природу путем «симпатической магии». Это «стадия магии». Позже, разуверившись в этой своей способности, человек пришел к выводу, что предметы и явления природы подчиняются не ему, а воле духов и богов, к которым и стал обращаться с молитвами. Это «стадия религии». Со временем, по мнению Ф., «стадия религии» сменится «стадией науки»: человек познает законы природы и овладеет ими. Исходя из этой схемы, он и приступил к распутыванию в «Золотой ветви» бесконечного клубка разных верований, обрядов, запретов и т.п. Трехчленная теория Ф. имела как почитателей, так и серьезных критиков, не соглашавшихся с объяснениями, которые давал Ф. касательно проекций древних верований на последующие традиции и нормы поведения в тех или иных сообществах. Например, это относилось к очистительным обрядам и принесениям жертвы при «вкушении первых плодов года»; к теории сакрального (магического) происхождения царской власти; к объяснению тотемических верований; к ритуальному значению огня и др. Тем не менее, никто не умалял значения собранных Ф. фактов и его научной честности. Он был крупнейшим свободомыслящим ученым. Оказал влияние на ряд мыслителей и исследователей своего времени, в том числе на З. Фрейда, использовавшего его идеи и материалы при разработке проблем первобытной религии и культуры, в особенности при создании психоаналитических концепций тотемизма и табу. Ф. автор большого количества книг, наиболее известные из которых: "Тотемизм" (1887), "Тотемизм и экзогамия" (1910, в 4-х т.); «Вера в бессмертие и культ умерших» (в 2-х т., 1911-1912); "Фольклор в Ветхом завете" (1918); «Культ природы», (1926); «Мифы о происхождении огня», (1930); «Творение и эволюция в примитивных космогониях» (1935) и др. В рус. пер.: «Золотая ветвь: Исследование магии и религии», 1928; 1980.

Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко.