ФРЭЗЕР
(Frazer) Джеймс Георг (1854 - 1941) – шотландский
этнограф, литератор, религиовед. Профессор (1921). Окончил Кембриджский ун-т, с
которым потом сохранял научную связь до конца своих дней. Исследовал,
систематизировал и описал огромный материал по первобытным верованиям,
тотемизму, анимизму, табу, культу "воскресающих богов" и т.п.
В центре всех его этнографических исследований была первобытная религия и
«философия», суеверия, мифы, легенды, обряды, психология «первобытного
человека». Эта сфера исследований развернулась у Ф. во множество тем, сложных и
неясных вопросов, по каждому из которых он сумел найти и сопоставить великое
множество фактов, как правило, мало известных. Результаты этой работы были
освещены в книге «Золотая ветвь», вышедшей первоначально в виде двухтомника
(1890), затем - трехтомника (1900), а в 1911-1915 гг. он подготовил и издал
12-ти томный труд. В 1923 г.
Ф. выпустил однотомное сокращенное издание, которое было переведено на рус. яз. Используя
сравнительно-этнографический метод, опирающийся на эволюционистскую концепцию
истории человека и его культуры, и постулат единства человека и культуры, Ф.
(«Золотая ветвь: Исследование магии и религии», 1928;
1980) сформулировал свою, ставшую широко известной, теорию «магии и религии».
Суть ее в выявлении трех стадий интеллектуального развития человечества: магии
– религии – науки. «Первобытный человек» вначале верил в свою собственную
способность воздействовать на окружающую его природу путем «симпатической
магии». Это «стадия магии». Позже, разуверившись в этой своей способности,
человек пришел к выводу, что предметы и явления природы подчиняются не ему, а
воле духов и богов, к которым и стал обращаться с молитвами. Это «стадия
религии». Со временем, по мнению Ф., «стадия религии» сменится «стадией науки»:
человек познает законы природы и овладеет ими. Исходя из этой схемы, он и
приступил к распутыванию в «Золотой ветви» бесконечного клубка разных
верований, обрядов, запретов и т.п. Трехчленная теория Ф. имела как
почитателей, так и серьезных критиков, не соглашавшихся с объяснениями, которые
давал Ф. касательно проекций древних верований на последующие традиции и нормы
поведения в тех или иных сообществах. Например, это относилось к очистительным
обрядам и принесениям жертвы при «вкушении первых плодов года»; к теории
сакрального (магического) происхождения царской власти; к объяснению
тотемических верований; к ритуальному значению огня и др. Тем не менее, никто
не умалял значения собранных Ф. фактов и его научной честности. Он был
крупнейшим свободомыслящим ученым. Оказал влияние на ряд
мыслителей и исследователей своего времени, в том числе на З. Фрейда,
использовавшего его идеи и материалы при разработке проблем первобытной религии
и культуры, в особенности при создании психоаналитических концепций тотемизма и
табу. Ф. автор большого количества книг, наиболее известные из которых:
"Тотемизм" (1887), "Тотемизм и экзогамия" (1910, в 4-х т.);
«Вера в бессмертие и культ умерших» (в 2-х т., 1911-1912); "Фольклор в
Ветхом завете" (1918); «Культ природы», (1926); «Мифы о происхождении
огня», (1930); «Творение и эволюция в примитивных космогониях» (1935) и др. В
рус. пер.: «Золотая ветвь:
Исследование магии и религии», 1928; 1980.
Л.А.
Карпенко, В.И. Овчаренко.