ФРОММ (Fromm) Эрих (1900 - 1980) -
американский психолог и философ немецкого происхождения. Один из лидеров
неофрейдизма, автор теории аналитической социальной психологии и социальной характерологии.
Образование получил в Гейдельбергском ун-те (д-р социологии, 1922). Диплом
профессионального психолога получил в 1952 г. Чл. Нью-Йоркской АН и
Вашингтонской школы психиатрии (с 1940). С 1951 г. - профессор университета в
Мехико; помощник профессора по психологии Нью-Йоркского ун-та (1962-1976).
Редактировал ряд психоаналитических журналов. Награжден Дортмундской премией
Нелли Сакс (1979); Франуфуртской медалью Гете (1981, посмертно).
Профессиональную деятельность начал в конце 1920-х гг. после специальной
психоаналитической подготовки. В 1930 г. начал работать в Берлинском
психоаналитическом ин-те. В этом же году стал сотрудничать с Институтом
социальных исследований (Франкфурт, Нью-Йорк). Примкнув к Франкфуртской школе,
тем не менее, разработал свою теорию аналитической социальной психологии,
которую обычно рассматривают как попытку соединить психоанализ и марксистскую
социологию. Особое внимание в этой теории Ф. уделял не отдельной личности, а ее
участию в социальном процессе. Последующие попытки понять социальные процессы,
изучая общественное бессознательное, привели его к новой формулировке теории
психоанализа, развитию новой теории социальной психологии и социальной
характерологии. Основой социального характера, по мнению Ф., выступает страх.
Типы социального характера (накопительский, эксплуататорский, пассивный,
рыночный) соответствуют типам самоотчуждения человека. Исследуя развитие
личности в социальной среде, в качестве движущих сил этого развития Ф. выделяет
две врожденные бессознательные потребности: в идентичности, которая проявляется
в стремлении чувствовать свою уникальность и неповторимость, и в корнях –
потребность принадлежать к социуму. При реализации эти потребности порождают
личностные конфликты. В книге «Бегство от свободы» («Escape from freedom»,
N.Y., 1941; в рус. пер.: М., 1990) Ф. показывает, что стремление человека
примирить эти потребности является двигателем не только индивидуального
развития, но и общества в целом, т.к все социальные формации, которые создаются
человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления (человек
приобретает не «свободу от чего-то», а «свободу для чего-то», например, для
жизни с любимыми людьми). Анализируя стремление к бегству от свободы, которое
наблюдалось и в 1930-е гг. в Германии (авторитарный социальный характер), и в
1940-е гг. (рыночный характер), и позже в 1960-е гг. в Мексике (некрофилический
социальный характер), Ф. пришел к выводу, что свобода слишком трудна для
человека. Этим он объяснял появление фашизма в Германии, прорыв к власти хунты
в Мексике, недостатки социализма в СССР, который, с его точки зрения, тоже
лишал людей индивидуальности, давая им в обмен укорененность, и в то же время
стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным выходом, который может
помочь человеку примирить эти две противоположные потребности, является, по
мнению Ф., любовь в самом широком понимании этого слова («Искусство
любить»/«The Art of Loving. L., 1964/). Реализуя эту идею, Ф. разрабтал
психотерапевтическую методику "гуманистического психоанализа",
которая была призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой
и обществом. Люди в гуманистическом подходе Ф. рассматривались не как вещи,
которыми манипулируют, а как открытые живые системы, в равной мере подверженные
влиянию как бессознательного, так и общественного. Задумываясь над способами
осуществления такого общества, Ф. пришел к выводу, что есть два способа
реализации своей внутренней природы - способ «быть» и способ «иметь» («Иметь
или быть», в рус. пер. 1986, 1990). Именно люди, живущие по принципу
"быть", и помогут, по мнению Ф., осуществиться новому социальному
обществу. Ф. также автор трудов: «Psychoanalysis and religion», N.Y., 1950; «The sane society», N.Y.,
1965; «Man for himself», L., 1967; «The revolution of hope. Toward a humanized
technology», N.Y., 1968; «The Crisis of psychoanalysis», 1973; «The Anatomy of
human destructiveness», 1974 и др. В рус. пер.: « Психоанализ и религия» /в кн.
«Сумерки богов», М., 1989; «Душа человека», М., 1992; «Анатомия человеческой
деструктивности», М., 1994.
Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков