ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902 – 1988) - российский
психолог, специалист в области теории и методологии психологии, истории
психологии, возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук
(1965), профессор (1966). Засл. деятель науки РСФСР (1980). Окончил Харьковский
медицинский ин-т (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковском
психоневрологическом ин-те, заведуя лабораторией психофизиологии. Вел
педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в
работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И.
Зинченко, Л.И. Божович и др.). В 1941-1943 гг. работал в экспериментальном
госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская
область). С 1943 г. - в МГУ доцент, профессор, зав. кафедрой возрастной
психологии (с 1967), профессор-консультант (с 1983). Г. - последователь
генетического подхода в изучении психического развития, обоснованного Л.С.
Выготским. Стремился решать принципиальные вопросы психологии не
редукционистскими, а собственно психологическими методами, объективно
исследовать психическую деятельность и ее развитие. Г. выдвинул новое понимание
предмета психологии как ориентировочной деятельности. Согласно Г., психика во
всем диапазоне ее форм (познавательных процессов, потребностей, чувств, воли)
по своей жизненной функции есть ориентировочная деятельность субъекта в
проблемных ситуациях на основе образа. Психика как ориентировочная деятельность
возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на
основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа
(«Введение в психологию», 1976; «Психология как объективная наука», 1998). Он
выделил и описал эволюционные уровни активности субъекта - уровень физический,
физиологический, сознательные целенаправленные действия субъекта, уровень
личностной регуляции действий. По Г., адекватным методом исследования психики
как ориентировочной деятельности является формирующий эксперимент:
«магистральный путь исследования психических явлений - это их построение с
заданными свойствами». В большинстве своих работ противопоставлял
констатирующую ("срезовую") и активно формирующую стратегии
исследования. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий и
понятий («Развитие исследований по формированию умственных действий», 1959;
«Формирование умственных действий и понятий»,1965). Внутри этой теории Г. были
выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о
типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала
поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Г. выдвинул и
экспериментально обосновал теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд
других частных психологических теорий. Согласно Г., процесс формирования
умственных действий проходит ряд этапов: составление ориентировочной основы
действия, формирование действия в материальном плане, в плане громкой речи, во
внешней речи про себя, во внутренней речи. На этих этапах происходит
систематическая отработка желаемых свойств действия - разумности, обобщенности,
сознательности, меры освоения и др. Формирование различных видов таких действий
составило главную тему исследований Г. и его сотрудников в 1950-1980 гг. Их
результатом явились данные о психологических механизмах познавательных
процессов (внимания, мышления, восприятия и др.), новое решение ряда
фундаментальных психологических проблем (природа инстинктов, соотношение
обучения и развития и др.). Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики
умственного развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации
педагогической запущенности («Методы обучения и умственное развитие ребенка»,
1985; «Актуальные проблемы возрастной психологии», 1978). Многие Работы Г.
переведены и изданы в США, Англии, Германии, Болгарии, Польше.
А.Н. Ждан, А.И. Подольский