ГАРБУЗОВ
Николай Александрович (1880 - 1955) - специалист в области музыкальной
психоакустики, д-р искусствоведения (1940). Создатель оригинальной концепции
зонной природы музыкального слуха. В 1906 г. окончил Горный ин-т в Петербурге, в
1916 - Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества.
В 1921-31 г.г.
вел исследовательскую работу в созданном при его непосредственном участии
Государственном институте музыкальной науки (ГИМН), был его директором. С 1932
работал в НИИ при Московской консерватории, с 1934 по 1937 - его директор. С
1923 по 1951 - профессор по классу акустики, в 1933 – 1948 гг. руководитель
акустической лаборатории Московской консерватории. Г. принимал активное участие
в организации Института истории искусства АН СССР (1944) и возглавлял его
музыкальный сектор. Основное направление исследовательской деятельности Г. -
проблемы слухового восприятия. Наиболее значительное достижение в этой области
- обоснование зонной природы музыкального слуха. На основе анализа
экспериментальных данных выдвинул положение о том, что музыкальное восприятие
имеет не точечный, а зонный характер, что в пределах зоны (например, в пределах
одного определенного ступеневого качества) музыканты различают множество
оттенков звука, каждый из которых может быть использован в высокохудожественном
исполнении музыки как средство музыкальной выразительности. Выдвинул идею
зависимости выбираемой интонации от музыкальных отношений между звуками и от
образно-эмоционального содержания произведения. В отношении звуковысотной
организации музыки пришел к выводу, что математические строи существуют только
отвлеченно теоретически, что реально музыка исполняется в зонном строе, который
заключает в себе бесчисленное множество интонационных вариантов, а каждое
исполнение музыкального произведения представляет собой неповторимый вариант
этого строя. На основании своих экспериментов Г. уточнил типологию музыкального
слуха и показал, что внутризонный интонационный слух при помощи специальных
упражнений может быть активно развит. В результате трудов Г. и его
последователей музыкальная акустика обрела новое (после трудов Г. Гельмгольца,
К Штумпфа, Г. Фехнера и др.) качество: превратилась в инструмент познания
сложнейших в психологическом плане творческих процессов. Основные труды Г.:
«Теория многоосновности ладов и созвучий», ч. 1-2. М., 1928-1932; «Музыкальная
акустика» (в соавт.), М.-Л., 1940; 1954; «Зонная природа звуковысотного слуха»,
М.-Л., 1948; «Зонная природа темпа и ритма», М., 1950; «Внутризонный
интонационный слух и методы его развития», М.-Л., 1951; «Зонная природа
динамического слуха», М., 1955; «Зонная природа тембрового слуха», М., 1956.
Ю. Н. Рагс