http://likrus.ru/img.php?id=37488ГАРБУЗОВ Николай Александрович (1880 - 1955) - специалист в области музыкальной психоакустики, д-р искусствоведения (1940). Создатель оригинальной концепции зонной природы музыкального слуха. В 1906 г. окончил Горный ин-т в Петербурге, в 1916 - Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества. В 1921-31 г.г. вел исследовательскую работу в созданном при его непосредственном участии Государственном институте музыкальной науки (ГИМН), был его директором. С 1932 работал в НИИ при Московской консерватории, с 1934 по 1937 - его директор. С 1923 по 1951 - профессор по классу акустики, в 1933 – 1948 гг. руководитель акустической лаборатории Московской консерватории. Г. принимал активное участие в организации Института истории искусства АН СССР (1944) и возглавлял его музыкальный сектор. Основное направление исследовательской деятельности Г. - проблемы слухового восприятия. Наиболее значительное достижение в этой области - обоснование зонной природы музыкального слуха. На основе анализа экспериментальных данных выдвинул положение о том, что музыкальное восприятие имеет не точечный, а зонный характер, что в пределах зоны (например, в пределах одного определенного ступеневого качества) музыканты различают множество оттенков звука, каждый из которых может быть использован в высокохудожественном исполнении музыки как средство музыкальной выразительности. Выдвинул идею зависимости выбираемой интонации от музыкальных отношений между звуками и от образно-эмоционального содержания произведения. В отношении звуковысотной организации музыки пришел к выводу, что математические строи существуют только отвлеченно теоретически, что реально музыка исполняется в зонном строе, который заключает в себе бесчисленное множество интонационных вариантов, а каждое исполнение музыкального произведения представляет собой неповторимый вариант этого строя. На основании своих экспериментов Г. уточнил типологию музыкального слуха и показал, что внутризонный интонационный слух при помощи специальных упражнений может быть активно развит. В результате трудов Г. и его последователей музыкальная акустика обрела новое (после трудов Г. Гельмгольца, К Штумпфа, Г. Фехнера и др.) качество: превратилась в инструмент познания сложнейших в психологическом плане творческих процессов. Основные труды Г.: «Теория многоосновности ладов и созвучий», ч. 1-2. М., 1928-1932; «Музыкальная акустика» (в соавт.), М.-Л., 1940; 1954; «Зонная природа звуковысотного слуха», М.-Л., 1948; «Зонная природа темпа и ритма», М., 1950; «Внутризонный интонационный слух и методы его развития», М.-Л., 1951; «Зонная природа динамического слуха», М., 1955; «Зонная природа тембрового слуха», М., 1956.

Ю. Н. Рагс