ГАРДНЕР (Gardner) Беатрис (1933 - 1995) – американский психолог австрийского происхождения, специалист в области психологии развития, экспериментальной и общей психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. Образование получила в Рэдклифф-Колледже (1954, бакалавр), Брауновском ун-те (1956, магистр), Оксфордском ун-те (1959, д-р философии). Профессор психологии Невадского ун-та (1967-1977); государственный преподаватель Сигма-Кси (1978-1980); штатный профессор (1985-1988); член Центра передовых исследований Колледжа науки и искусств Невадского ун-та. Основное направление научных исследований Г. связано с изучением приемственности между интеллектом животных и человека, изучением взаимодействия между социальным и интеллектуальным развитием и его выражением в языке. Объектом исследования были молодые шимпанзе, которых Г. вместе с мужем Р. Алленом Гарднером воспитывала, как воспитывают детей, и изучала рост их интеллекта как у детей. В своем исследовании она опиралась на хорошо известное положение о решающей роли раннего опыта для становления поведения и на разработанный в XX в. Келлоги и Хэйесами метод воспитания детенышей шимпанзе приемными родителями – людьми. Люди в этих экспериментах разговаривали с «усыновленными» шимпанзе, как обычно родители разговаривают с детьми. Однако эксперимент показал, что шимпанзе с трудом овладевают любым видом речи. Отличие подхода Г. в проекте «Вошу» было в том, что она заменила речь языком жестов глухонемых Северной Америки (язык ASL). Десятимесячная обезьянка Вошу обучилась ASL на уровне рудиментарного использования знаков, что напоминало ранние этапы овладения речью и знаками у детей. Ее успехи возможно было сравнивать с достижениями детей, которые изучали ASL как свой первый язык. В отличие от других исследований подобного рода, язык знаков у Г. был скорее средством, чем целью, средством, с помощью которого шимпанзе могли проявить свой интеллект. В следующем проекте исследовалось поведение уже четырех обезьянок, которые попали в лабораторию Г. в возрасте нескольких дней от роду. Их воспитатели были уже более подготовлены, а обезьянки получили возможность общаться не только с людьми, но и друг с другом, что позволяло исследовать влияние социального окружения на развитие языкового интеллекта шимпанзе. Основные результаты исследования Г. изложены во многих статьях, в 16 мм звуковом фильме “Teaching sign language to the chimpanzee, Washoe” (1973, в соавт. с Р.А. Гарднером) и монографии: Gardner R.A., Gardner B.T. and Van Cantfort T.E. (eds) “Teaching Sign Language to Chimpanzees”, 1989.

Л.А. Карпенко