ГАРДНЕР (Gardner) Беатрис (1933 - 1995) –
американский психолог австрийского происхождения, специалист в области
психологии развития, экспериментальной и общей психологии, психофизиологии и
сравнительной психологии. Образование получила в Рэдклифф-Колледже (1954,
бакалавр), Брауновском ун-те (1956, магистр), Оксфордском ун-те (1959, д-р
философии). Профессор психологии Невадского ун-та (1967-1977); государственный
преподаватель Сигма-Кси (1978-1980); штатный профессор (1985-1988); член Центра
передовых исследований Колледжа науки и искусств Невадского ун-та. Основное
направление научных исследований Г. связано с изучением приемственности между
интеллектом животных и человека, изучением взаимодействия между социальным и
интеллектуальным развитием и его выражением в языке. Объектом исследования были
молодые шимпанзе, которых Г. вместе с мужем Р. Алленом Гарднером воспитывала,
как воспитывают детей, и изучала рост их интеллекта как у детей. В своем исследовании
она опиралась на хорошо известное положение о решающей роли раннего опыта для
становления поведения и на разработанный в XX в.
Келлоги и Хэйесами метод воспитания детенышей шимпанзе приемными родителями –
людьми. Люди в этих экспериментах разговаривали с «усыновленными» шимпанзе, как
обычно родители разговаривают с детьми. Однако эксперимент показал, что
шимпанзе с трудом овладевают любым видом речи. Отличие подхода Г. в проекте
«Вошу» было в том, что она заменила речь языком жестов глухонемых Северной
Америки (язык ASL). Десятимесячная обезьянка Вошу обучилась ASL на
уровне рудиментарного использования знаков, что напоминало ранние этапы
овладения речью и знаками у детей. Ее успехи возможно
было сравнивать с достижениями детей, которые изучали ASL как свой первый язык. В
отличие от других исследований подобного рода, язык знаков у Г. был скорее
средством, чем целью, средством, с помощью которого шимпанзе могли проявить
свой интеллект. В следующем проекте исследовалось поведение уже четырех обезьянок,
которые попали в лабораторию Г. в возрасте нескольких дней от роду. Их
воспитатели были уже более подготовлены, а обезьянки получили возможность
общаться не только с людьми, но и друг с другом, что позволяло исследовать
влияние социального окружения на развитие языкового интеллекта шимпанзе.
Основные результаты исследования Г. изложены во многих статьях, в
Л.А. Карпенко