ГАРДНЕР (Gardner.) Говард Эрл (р. 1943) - американский
психолог, специалист в области когнитивной психологии, психологии развития,
психологии интеллекта., нейропсихологии. Получил степень д-ра наук (Ph. D.) по
психологии развития в Гарвардском ун-те (1971). Соруководитель
Гарвардского проекта Зиро (Нуль - Project Zero), крупного междисциплинарного
исследовательского проекта в области развития когнитивных способностей в школе,
семье и других социальных средах окружающих ребенка (основанного Н. Гудманом в
1967). Профессор Гарвардского и Стэндфордского ун-тов. Г. известен
своими взглядами в области психологии интеллекта. Считал, что
интеллект не сводится к решению логических и вербальных задач, входящих в
традиционные тесты интеллекта, и предложил теорию множественных интеллектов (Frames of mind: The theory of multiple intelligences, 1983). Согласно Г. интеллект не единый конструкт, а состоит из 7
различных типов интеллекта: вербального (языкового), логико-математического,
пространственного, музыкального, телесно-кинестетического, межличностного и
внутриличностного. Теория вызвала большой резонанс среди американских
психологов и педагогов. В книге "Творящие умы: анатомия
креативности" (Creating minds, 1993) Г., опираясь на изучение биографий,
рассматривает жизнь и творчество семи выдающихся деятелей мировой культуры,
живших в конце XIX -
начале XX в.в. и
идеально олицетворявших собой один из выделяемых видов интеллекта. Так, З. Фрейд - выдающийся обладатель внутриличностного типа
интеллектов, А. Эйнштейн - блестящий представитель логико-математического
интеллекта, Стравинский - музыкального, М. Грэхам - телесно-кинестетического,
М. Ганди - межличностного, Т. С. Элиот - лингвистического, а П. Пикассо -
пространственного. Г. занимается также проблемами
одаренных детей, их художественного воспитания (Changing the world: A framework for the study of creativity, 1994. Он автор программ по развитию практического
интеллекта, альтернативных стандартизированному тестированию систем оценивания
продвижения ребенка в школе, и обучения восприятию искусства на научных
основах, определяемых его теорией множественных интеллектов (Multiple intelligences: The theory in practice, 1993). Г. внес существенный вклад в психологические аспекты изучения
афазии, а также проблем дизлексии, алекситимии, зрительной агнозии, больных с
Корсаковским синдромом. Исследовал проблемы психологического функционирования
при афазии и повреждениях правого полушария мозга, роли правого полушария в
понимании сложного лингвистического материала, метафор и иронии. Г. показывает,
что музыкальный интеллект был более значим, чем
логико-математический на протяжении большей части человеческой истории.
Развитие научной мысли имело место достаточно поздно в человеческой эволюции;
напротив, музыкальные и артистические умения были с людьми практически с
основания человеческой цивилизации. Идеи Г. о личностном, музыкальном и
кинестетическом интеллектах стимулируют новые попытки
измерить эти способности и использовать их в качестве предикторов других
переменных. Теория Г. обращается к тому факту, что традиционные тесты, измеряющие
IQ, хорошо предсказывают школьную успеваемость, однако, оказываются очень
слабыми предикторами дальнейших этапов жизни, профессиональных успехов и
карьерного роста. Возможно, измерения других типов интеллекта, таких как личностный, могут помочь объяснить, почему некоторые
индивидуумы блестяще успевающие в школе оказываются неуспешными в дальнейшей
жизни, в то время как менее успешные студенты становятся успешными
профессионалами и харизматическими лидерами. Можно по-разному
относиться к теории Г. и спорить, являются ли все интеллекты действительно
интеллектами и насколько они независимы друг от друга, однако, ясно, что эта
теория рождена под непосредственным влиянием современных запросов американского
общества, характеризующегося стремлением к демократии и высокой оценке всех
своих членов вне зависимости от того каким трудом - физическим или
интеллектуальным - они занимаются.
Т. О.
Гордеева