ГЕЛЬМГОЛЬЦ (Helmholtz) Герман Людвиг
Фердинанд (1821 – 1894) - немецкий естествоиспытатель, врач, физиолог и
психолог. Обучался медицине в Королевском Военном институте в Берлине. Уже
будучи хирургом в Прусской армии, продолжал работать в области теоретической
физики, которой с юности увлекался. Г. принадлежит ряд выдающихся открытий и
теорий, которые революционизировали естествознание XIX века.
Он был одним из авторов открытия закона сохранения энергии. Это сыграло
решающую роль в том, что положение об особой жизненной силе, действующей в
организме, было изгнано из физиологии, превратив ее в точную науку, доступную
изучению методами физики и химии. Г. измерил скорость протекания физиологического
процесса в нервном волокне с помощью изобретенного им прибора - кинографа
(позволяющего записывать реакцию на вращающемся барабане) . Раздражая участки
нерва, отстоящие от мышцы на различном расстоянии, он определял скорость
распространения импульса, установив, что она является сравнительно небольшой -
порядка нескольких десятков метров в секунду. Эти выводы стали исходными для
нового психологического направления, а именно - исследования времени реакции.
Еще большее значение для психологии приобрели работы Г., относящиеся к
деятельности органов чувств, изученной им экспериментально с использованием
методов математической обработки данных. Труды Г. "Учение о слуховых
ощущениях как функциональных основах теории музыки" (1873) и
"Физиологическая оптика" (1867) составили фундамент современного
знания о строении и функциях органов чувств. Г. был сторонником учения о
"специфической энергии органов чувств", согласно которому каждый
орган чувств представляет аппарат, заряженный "специфической энергией".
Он считал, что ощущение возникает в результате высвобождения этой энергии при
раздражении нерва каким-нибудь внешним влиянием. Главная трудность заключалась
в том, что следовало объяснить, как связать порождаемое нервом чувственное
качество (зрительное, слуховое и другие ощущения) с независимым от этого
качества внешним предметом. Г. предложил преодолеть эту трудность, обратившись
к теории знаков или символов. Согласно этой теории отношения ощущения к
внешнему предмету являются знаковыми или символическими. Символ указывает на
предмет, но ничего общего с его объективными свойствами не имеет. Тем не менее,
символ полезен, поскольку помогает не спутать внешние раздражители, отличить
один от другого. А это достаточно, чтобы обеспечить организму успешную
ориентацию в среде и действие в ней. Ряд теоретиков возражали Г., указывая, что
ощущение не только символизирует внешний объект, но и передает информацию об
его реальных свойствах. Эта зависимость чувственных ощущений от внешних
раздражителей отчетливо выступила в классических экспериментах Г. по изучению
того, как формируется пространственный образ вещей. Здесь явственно выступил
фактор предметности восприятия. Пространственные координаты определяют
диспозицию предметов, их объемность и др. Но на этот раз в действие вступала
особая переменная, а именно двигательная активность зрительного аппарата.
Исследование роли мышцы и сопряженных с ней слабо осознаваемых мышечных
(кинестетических) сигналов. Это позволило с новых позиций объяснить внутреннюю
связь сенсорных (чувственных) и двигательных актов, сложная механика
взаимодействия которых скрыта за кажущимся простым и непосредственным
воспринимаемым образом воспринимаемого мира. Особенно отчетливо это выступало в
опытах Г., когда он использовал различные призмы, искажающие зрительный образ,
каким он складывается в естественных условиях видения. Несмотря на то, что в
этом случае преломление лучей дает искаженное восприятие предмета, испытуемые
очень скоро научились видеть сквозь призму правильно. Это достигалось благодаря
опыту, который состоял в многократной проверке действительного положения
объекта, его формы, величины и др. посредством движений глаз, рук и всего тела.
Эти движения, полагал Г., подчинены определенным правилам, которые по существу
являются правилами логики, своего рода умозаключениями, но бессознательными.
Благодаря движениям мышц, изменению их конфигураций и напряжений неосознанно
определяется истинное положение объекта во внешнем пространстве. Тем самым
учение Г. путем множества опытов доказало теснейшую связь чувственных, мышечных
и умственных факторов в построении картины зримого человеком мира.
Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский