ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 – 1841) - немецкий философ,
психолог, педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Профессор
Геттингенского (1805-1833) и Кенигсбергского
(1809-1833) ун-тов. В его теории соединились основные принципы ассоцианизма с
традиционными подходами немецкой психологии - идеей апперцепции, активности
души, роли бессознательного. Говоря об ассоциации представлений, Г. приходил к
выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но
обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в
сфере психического. Психологические взгляды Г. изложены им в книгах
"Психология по-новому, основанная на метафизике, опыте и математике"
(1816) и "Учебник психологии" (1834). Развивая теорию Г.В. Лейбница о
структуре души, Г. писал, что в душе можно выделить три слоя - апперцепцию, перцепцию и бессознательное. Огромное значение
для развития объективной психологии и для проникновения в нее математических
способов обработки полученных данных имела идея Г. о динамике представлений. Он
исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой,
зарядом. С точки зрения Г. каждое представление стремится попасть в центральную
область души - область сознания. Однако объем этой области, также как и области
апперцепции, не безграничен и поэтому попасть туда может только представление,
обладающее достаточной интенсивностью, которая может преодолеть порог,
отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей
интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог
апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого
сознания. Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание,
вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Г. делает
вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения
конфликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сходные
представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. В том
случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление,
новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно не
вытесняет, а сливается со старым и таким образом попадает в сознание. Более
того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены
некоторые представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но
сходные новые представления, сливаясь они могут
получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной части души в
сознание. Эта концепция Г., которую он назвал "теорией статики и динамики
представлений", сыграла большую роль и в теории обучения. Теория Г., в
которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике
представлений, о связях и конфликтах, их расположении в душе человека была
одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в 19 веке.
Она сыграла важную роль в дальнейшем развитии этой науки, оказав большое
влияние на многих известных психологов. Г. также автор трудов: «Основные
моменты метафизики и логики», 1807; «Общая метафизика с началами философского
учения о природе», 1828-1820.
В рус пер.: «Психология», СПб., 1875; «Избранные
педагогические сочинения», т.1, М., 1940.
Т.Д. Марцинковская