ГЕРЦЕН
Александр Иванович (1812 – 1870) - русский философ, писатель, публицист.
Закончил физико-математическое отделение Московского ун-та (1829-1833). За
участие в революционном кружке арестован (1834) и
выслан (1835) из Москвы (вместе с Н.П. Огаревым). Вторая ссылка - в Новгород
(1841-1842). Возвратившись в Москву (1842-1847) Г. публикует ряд острых
публицистических, философских и литературных произведений. В полемике с
официальными идеологами и славянофилами выступил как автор теории «русского
социализма». В 1847 г.
уехал за границу, где решил остаться, чтобы иметь возможность без цензуры
публиковать свои взгляды в борьбе с самодержавием в России. В 1852 г. переехал в Лондон,
где создал вольную русскую типографию (1853) и с 1857 г. совместно с Н.П.
Огаревым начал издавать газету "Колокол", в которой развернул
революционную пропаганду. Убежденный материалист, Г. отстаивал принцип
детерминизма как базу научного мировоззрения. Материалистическую позицию
занимал он и в понимании природы психического, трактуя психику как особую
функцию мозга, свойство материи. Естественнонаучная ориентированность взглядов
Г. проявлялась в принятии эволюционных идей Ч. Дарвина, в утверждении
необходимости при изучении психики опираться на данные физиологии. В то же
время Г. выступал против вульгарно физиологического взгляда на человека,
расчленяющего его на рефлекторные акты, подчеркивал важность исторического
подхода в понимании сознания, считал, что социальная сущность человека выходит
за пределы физиологии и обусловливает его развитие как существа активно,
разумно и свободно совершающего свои действия. Таким образом, волевая
активность и нравственная свобода человека выступают у Г. как
"психологическая, антропологическая реальность". Этот подход был
важным шагом в материалистическом обосновании активности личности, разрушении
механического подхода к человеку. Г. полагал, что ощущение и мысль - составные
части единого процесса познания: истину можно проверить как мышлением,
рационально, так и опытом, практикой. Выступая против дуализма в рассмотрении
взаимоотношений мысли и слова, Г. определял слово как средство более или менее
адекватного выражения мысли. Различал смысл и значение слова. Одной из задач
воспитания называл формирование активной мыслительной деятельности человека,
как основы процесса самообразования. Важнейшую роль в жизни человека отводил
деятельности как физиологической необходимости, обеспечивающей развитие
личности, подчеркивал связь "деяния" и мышления человека, говорил о
том, что мыслительная работа всегда требует волевых усилий человека.
Подчеркивая влияние окружающей среды на развитие личности, отмечал в тоже время
сложную диалектику взаимоотношения среды и уровня развития личности: чем более
развито сознание, ярче самобытность человека, тем менее он зависим от среды.
Применительно к общественным процессам был сторонником крестьянского
социализма. Верил в будущее социализма, однако не рассматривал его как
окончательную и совершенную форму общественных отношений. В конце жизни
склонялся к реформистским путям преобразования общества. Пребывая в эмиграции,
будучи не только оригинальным мыслителем, но и талантливым писателем, Г. в
немалой степени содействовал тому, чтобы западноевропейские страны получили
адекватное представление о России и русском национальном характере. Труды Г.
изданы в виде Собрания соч. в 30-ти томах (1954-1965); «Избранные
педагогические высказывания» Г. опубликованы в 1951г .
В.В. Большакова, Л.А. Карпенко