http://advorts.ru/wp-content/uploads/2014/05/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BD.jpgГЕРЦЕН Александр Иванович (1812 – 1870) - русский философ, писатель, публицист. Закончил физико-математическое отделение Московского ун-та (1829-1833). За участие в революционном кружке арестован (1834) и выслан (1835) из Москвы (вместе с Н.П. Огаревым). Вторая ссылка - в Новгород (1841-1842). Возвратившись в Москву (1842-1847) Г. публикует ряд острых публицистических, философских и литературных произведений. В полемике с официальными идеологами и славянофилами выступил как автор теории «русского социализма». В 1847 г. уехал за границу, где решил остаться, чтобы иметь возможность без цензуры публиковать свои взгляды в борьбе с самодержавием в России. В 1852 г. переехал в Лондон, где создал вольную русскую типографию (1853) и с 1857 г. совместно с Н.П. Огаревым начал издавать газету "Колокол", в которой развернул революционную пропаганду. Убежденный материалист, Г. отстаивал принцип детерминизма как базу научного мировоззрения. Материалистическую позицию занимал он и в понимании природы психического, трактуя психику как особую функцию мозга, свойство материи. Естественнонаучная ориентированность взглядов Г. проявлялась в принятии эволюционных идей Ч. Дарвина, в утверждении необходимости при изучении психики опираться на данные физиологии. В то же время Г. выступал против вульгарно физиологического взгляда на человека, расчленяющего его на рефлекторные акты, подчеркивал важность исторического подхода в понимании сознания, считал, что социальная сущность человека выходит за пределы физиологии и обусловливает его развитие как существа активно, разумно и свободно совершающего свои действия. Таким образом, волевая активность и нравственная свобода человека выступают у Г. как "психологическая, антропологическая реальность". Этот подход был важным шагом в материалистическом обосновании активности личности, разрушении механического подхода к человеку. Г. полагал, что ощущение и мысль - составные части единого процесса познания: истину можно проверить как мышлением, рационально, так и опытом, практикой. Выступая против дуализма в рассмотрении взаимоотношений мысли и слова, Г. определял слово как средство более или менее адекватного выражения мысли. Различал смысл и значение слова. Одной из задач воспитания называл формирование активной мыслительной деятельности человека, как основы процесса самообразования. Важнейшую роль в жизни человека отводил деятельности как физиологической необходимости, обеспечивающей развитие личности, подчеркивал связь "деяния" и мышления человека, говорил о том, что мыслительная работа всегда требует волевых усилий человека. Подчеркивая влияние окружающей среды на развитие личности, отмечал в тоже время сложную диалектику взаимоотношения среды и уровня развития личности: чем более развито сознание, ярче самобытность человека, тем менее он зависим от среды. Применительно к общественным процессам был сторонником крестьянского социализма. Верил в будущее социализма, однако не рассматривал его как окончательную и совершенную форму общественных отношений. В конце жизни склонялся к реформистским путям преобразования общества. Пребывая в эмиграции, будучи не только оригинальным мыслителем, но и талантливым писателем, Г. в немалой степени содействовал тому, чтобы западноевропейские страны получили адекватное представление о России и русском национальном характере. Труды Г. изданы в виде Собрания соч. в 30-ти томах (1954-1965); «Избранные педагогические высказывания» Г. опубликованы в 1951г .

В.В. Большакова, Л.А. Карпенко