http://lifeinlegacy.com/2003/0104/GibsonEleanor.jpgГИБСОН (Gibson) Элеанор Джек (1910 2002) – американский психолог, специалист в области психологии развития, экспериментальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. Училась в Колледже Софии Смит (бакалавр, 1931; магистр 1933). После окончания колледжа работала там ассистентом профессора по курсу социальная психология. Год спустя поступила в Йельский университет, где в 1938 г. защитила докт. дис. по вербальному запоминанию и забыванию под руководством Кларка Халла. С 1949 г. работает в Корнелльском ун-те. Получив стипендию ВВС, начала новаторские исследования по перцептивному научению с использованием традиционных психофизических методов, но не в лаборатории, а в полевых условиях. Чтобы объяснить полученные ею результаты, она вернулась к концепциям обобщения и дифференциации и вместе с мужем, Дж. Гибсоном, досконально разработала теорию перцептивного научения, опубликованную в «Psychological Review» (1955). Через два года они опубликовали работу об инвариантных изменениях («Journal of Experimental Psychology», 1957). Это были ключевые работы для теории Дж. Гибсона и крайне важные для развития обоих ученых. Г. привносила в них устойчивый интерес к дифференциации как основному процессу в перцептивном научении, тогда как Дж. Гибсон начинал понимать, что информация скорее содержится в изменениях оптического целого, нежели в статичных изображениях на сетчатке. В середине 50-х годов вместе с Р. Уолком Г. провела серию известных экспериментов по перцептивному научению. В 1975 г. организовала собственную лабораторию по проблемам младенчества и с 1979 г. посвятила себя исследованиям проблем экологической психологии. Основные труды Г.: “Principles of Perceptual Learning and Development”, 1969; “The Psychology of Reading” (with H.Levin), 1975; “An Odyssey in Learning and Perception”, 1991.

Л.А. Карпенко