ГИБСОН (Gibson) Элеанор Джек (1910 2002) –
американский психолог, специалист в области психологии развития,
экспериментальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии.
Училась в Колледже Софии Смит (бакалавр, 1931; магистр 1933). После окончания
колледжа работала там ассистентом профессора по курсу социальная психология.
Год спустя поступила в Йельский университет, где в 1938 г. защитила докт. дис.
по вербальному запоминанию и забыванию под руководством Кларка Халла. С 1949 г. работает в
Корнелльском ун-те. Получив стипендию ВВС, начала новаторские исследования по
перцептивному научению с использованием традиционных психофизических методов,
но не в лаборатории, а в полевых условиях. Чтобы объяснить полученные ею
результаты, она вернулась к концепциям обобщения и дифференциации и вместе с
мужем, Дж. Гибсоном, досконально разработала теорию
перцептивного научения, опубликованную в «Psychological Review»
(1955). Через два года они опубликовали работу об инвариантных изменениях («Journal of Experimental Psychology»,
1957). Это были ключевые работы для теории Дж. Гибсона
и крайне важные для развития обоих ученых. Г. привносила в них устойчивый
интерес к дифференциации как основному процессу в перцептивном научении, тогда
как Дж. Гибсон начинал понимать, что информация скорее
содержится в изменениях оптического целого, нежели в статичных изображениях на
сетчатке. В середине 50-х годов вместе с Р. Уолком Г. провела серию известных
экспериментов по перцептивному научению. В 1975 г. организовала
собственную лабораторию по проблемам младенчества и с 1979 г. посвятила себя
исследованиям проблем экологической психологии. Основные труды Г.:
“Principles of Perceptual Learning and Development”, 1969; “The Psychology of
Reading” (with H.Levin), 1975; “An Odyssey in Learning and Perception”, 1991.
Л.А.
Карпенко