Гилфорд (Guilford) Джой Пол (1897 –
1987) - американский психолог, специалист в области психологии образования,
преподавания психологии, психологии искусства, статистических методов оценки и
измерения в психологии. В 1918
г. поступил в Небрасский ун-т (бакалавр, 1922; магистр,
1924), продолжил образование в Корнелльском ун-те (д-р философии, 1926), позже -снова в Небраске (д-р права, 1952) и в Южно-Калифорнийском
ун-те (д-р наук, 1962). Профессиональную деятельность начал ассоциированным
профессором ун-та Небраски (1928 – 1940), одновременно работал директором
Отдела образовательных исследований (1938-1940). В 1939 г. был избран
президентом Психометрического общества, в 1940 – президентом психологической
ассоциации Среднего Запада. С 1940 по 1967 г. - профессор психологии университета
Южной Калифорнии. Г. был также членом редколлегий ряда журналов, имеет награды APA. В
годы Второй мировой войны был директором Авиационной
психологической службы, задачей которой была разработка тестов для курсантов.
После войны Г. выступил инициатором проекта по исследованию способностей,
который начал осуществлять в университете Южной Калифорнии. В 1950-х гг.
исследует свойства личности, которые трактовалась им как простое сочетание
определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии
с этим подходом был разработан тест "Обзор темпераментов", позволяющий
диагностировать общую активность, самообладание, властность, общительность,
эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные
отношения, мужественность ("Fourteen dimensions of temperament", в
соавт. с W.S. Zimmerman. 1956). Г. первым стал исследовать особенности связи личностных признаков и
мотивационных структур, в частности предметных интересов («Personality".McGraw-Hill,1959). Следующим важным
достижений Г. была разработка проблем дивергентной продуктивности и одаренности,
результатом которой явилось выделение категорий конвергентного и дивергентного
мышления. Особый интерес вызвали его методики исследования дивергентного
мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строгого алгоритма и
решаемые разными путями. В частности, был создан "Тест университета штата
Юж.Калифорния", в котором определялись такие
признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. («The Nature of Human Intelligence”, McGraw-Hill, 1967). Г. провел также
серию исследований креативных процессов (1968), включив четыре основные
характеристики креативности в свою модель структуры интеллекта:
продуктивность/беглость/, гибкость, оригинальность и разработку /внедрение
идеи/. («Intelligence, creativity, and their educational implications», 1968). Тесты креативности
разработанные Г. с коллегами (1976), нашли широкое применение в практике
диагностики дивергентной продуктивности и одаренности. Они состоят из 10
заданий, содержащих задачи на вербальное (семантическое) и образное дивергентное
мышление и предъявляются детям начиная с 4-х-летнего
возраста. Опираясь на все эти исследования, Г. разработал модель интеллекта с
систематическим расположением способностей в виде трехмерной матрицы, с пятью
психическими операциями, (познание, память, оценивание, дивергентная и
конвергентная продуктивность), пятью видами информационного содержания и шестью
видами информационных форм. Здесь изучаемые умственные операции представляют
собой то, что умеет испытуемый; стимульное содержание включает в себя природу
материала или информации, на основе которых осуществляются действия; с помощью
информацтонных форм (результатов) описывается способ обработки информации
испытуемым. При разработке модели интеллекта Г. вместе с сотрудниками удалось
идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных
факторов, образованных клетками трехмерной матрицы («Analysis of Intelligence»,
N.Y.,1971 /совм. с Hoepfner R/). Позднее число факторов было увеличено до 150
за счет замены изобразительного стимульного содержания на стимульное содержание
слухового и визуального типа, что дало пять мыслительных содержаний вместо
первоначальных четырех. Работа по совершенствованию модели интеллекта
продолжалась до 80-х годов, при этом Г. признавал существование факторов более
высокого уровня. Факторы второго порядка образуются в результате
"сжатия" одной из трех структур интеллекта по отношению к двум
другим, что дает в результате 85 факторов второго порядка. В результате сжатия
двух из трех измерений образуются факторы третьего порядка. Их
16, и они соответствуют списку из перечисленных выше 5 операций, 5 содержаний и
6 результатов.(“Way Beyond the IQ:
Guide to Improving Intelligence and Creativity”,
1977).
Разработанная под руководством Г. модель стала эвристическим инструментом для
улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела в
ней были отведены под креативные способности, остальные были посвящены решению
задач. По мысли Г. эта модель была необходимой базовой конструкцией для развития
операционно-информационной психологии. Г. также принадлежат труды по
психометрике и статистическим методам: «Psychometric Method”, McGraw-Hill, 1936, 1954; «Fundamental Statistics in Psychology and Education”, McGraw-Hill, 1950, 1956, 1965; ANO 1973, 1978).
Т.О.
Гордеева, Л.А. Карпенко