http://blog.life-verses.com/wp-content/uploads/2013/04/hippocrates-image.jpgГИППОКРАТ (ок.460 до н.э. - ок.370 до н.э.) - древнегреческий врач, «отец медицины», один из основоположников научного подхода к болезням и лечению человека. Способствовал выделению медицины из философии в отдельную опытную науку, создав Медицинскую школу на острове Кос. Школа Г., известная нам по так называемому "Гиппократовому сборнику", рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди объяснительных принципов ее научного подхода важнейшим является воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу исполняет психические функции. Учение о моностихии заменялось учением о четырех жидкостях: кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная. Как полагал Г., "из них состоит природа тела и через них оно болеет, и бывает здоровым. Бывает оно здоровым наиболее тогда, когда эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества и когда они наилучше смешаны". Их нормальное, свойственное природе данного тела сочетание определяет не только здоровье, но и конституциональные особенности организма в целом, а также его психические качества. Центральным в интересах и деятельности школы Г. был вопрос: "Что представляет собой человек по отношению к пище и питью, а также и ко всему прочему?" Философский постулат о единстве внутреннего и внешнего ставился на почву эмпирических исследований. Речь шла о реальной зависимости гуморального механизма (пропорции "соков") от образа жизни индивида, условий его существования. Последние понимались очень широко и охватывали наряду с пищей и питьем метеорологические изменения, географическую среду и даже способ правления. Сколь бы несовершенными ни были частные формы реализации Г. замысла, лежащий в его основе общий принцип приобрел непреходящую ценность не только для медицины, но и для психологии. Впервые стало возможным связать мысль о подчиненности человеческого способа существования универсальному закону с бесконечным многообразием индивидуальных случаев. Это осуществлялось посредством "каузальной матрицы", которая позволяла подыскать для каждого эффекта определенное сочетание причин - внешних и внутренних. С именем Г. соединяют учение о четырех темпераментах, которые, однако, в "Гиппократовом сборнике" не изложены. Лишь в книге "О священной болезни" различаются в зависимости от "порчи" мозга желчные люди и флегматики. Тем не менее, традиция относить понятие о темпераменте к Г. имеет основания, ибо сам способ объяснения всех индивидуальных различий несколькими типами "смешения" ограниченного числа физиологических компонентов ("соков") соответствовал учению Г. В "Гиппократовом сборнике" содержится также и мысль о гуморальной детерминации эмоциональных проявлений, причем это не противоречило основной мысли об определяющей роли мозга в психической деятельности, так как сам мозг представлялся в виде железы. Г. и его школа, опиравшиеся в своих выводах на большой эмпирический материал, резко усиливали позиции естественнонаучного направления в античной психологии. Они укрепляли убеждение в подчиненности человеческой жизни законам, которые не зависят от божественного произвола, познаются разумом и проверяются наблюдением. Школа Гиппократа впервые сделала объектом естественнонаучного анализа проблему индивидуальных различий. И это было обусловлено не чисто медицинскими, а более глубокими социальными причинами, от которых сами медицинские интересы являлись производными. Труды Г. в рус. пер.: «Избранные книги», М., 1936; «Сочинения», т. 2-3, М., 1941-1944.

М. Г. Ярошевский