ГОЛУБЕВА
Эра Александровна (р. 1927) - российский психолог, психофизиолог, специалист в
области дифференциальной психофизиологии, психологии индивидуальности,
способностей и склонностей. Д-р психологических наук (1976), профессор (1981).
Ученица Е.И. Бойко и Е.Н. Соколова. Закончила психологическое отделение
философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1952) и
аспирантуру кафедры психологии МГУ (1955). С 1958 по настоящее время работает в
ПИ РАО. Занималась исследованием природных основ индивидуальных различий в лаборатории
Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына. После трагической гибели В.Д. Небылицына
в 1972 г.
возглавила группу, в которой продолжали изучаться проблемы функциональных
состояний человека в связи с типологическими свойствами нервной системы, в том
числе исследование типологических свойств нервной системы — как задатков
индивидуальных особенностей памяти человека. Проблема реального содержания
понятия «задатки» оставалась во многом невыясненной, что было обусловлено
отсутствием систематического сопоставления показателей типологических свойств
нервной системы и характеристик различных способностей. Разделяя мнение Б.М.
Теплова о том, что объединение этих подходов является особой научной задачей,
Г. и ее сотрудники занимались комплексным исследованием этой проблемы. Для
изучения взаимосвязи способностей и их задатков (в частности, применительно к
индивидуальным различиям памяти, языковых способностей и др.), были объединены
параметры физиологических, психологических и поведенческих характеристик
испытуемых на основе синтеза методов дифференциальной психологии и
дифференциальной психофизиологии. Были разработаны специальные
электрофизиологические методики, направленные на диагностику типологических
свойств нервной системы. Г принадлежала идея выделения в электроэнцефалографических
методиках безусловнорефлекторных компонентов как наиболее адекватно отражающих
природную основу индивидуальных различий. Развитие этой идеи привело к
выявлению и обоснованию нового типологического свойства НС – активированности.
Результаты этой работы были обобщены в докт. дис. «Электрофизиологическое
изучение свойств нервной системы и некоторые индивидуальные особенности памяти
человека», защищенной в 1975
г. Под руководством Г. были проведены экспериментальные
исследования индивидуально-психологических различий и их природных предпосылок
в мотивации, темпераменте, способностях и характере. Изучались общие (память и
интеллект) и специальные ( музыкальные, педагогические, языковые , математические, речевые) способности и соответствующие
задатки в сопоставлении с успешностью обучения школьников и студентов. Была
предложена структура индивидуальности как целостной системы, подструктуры
которой (мотивация, темперамент, способности, характер) связываются в единое
целое через иерархию структурообразующих признаков - эмоциональность,
активность, саморегуляцию и побуждения. На основе полученного эмпирического
материала Г. была дана классификация способностей, учитывающая дифференциацию
сфер человеческой деятельности - познание, общение, труд – в соответствии
с чем выделяются познавательные, коммуникативные способности и
работоспособность как категории дифференциально-физиологические и
психологические. Целостный подход позволил дать обоснованное определение места
способностей в структуре индивидуальности и обозначить содержательные линии их
взаимодействия с темпераментом, характером, мотивацией. Многолетние
исследования Г. отражены в монографиях: «Индивидуальные особенности памяти
человека (психофизиологическое исследование)», М., 1980; «Способности и
склонности», в соавт., М., 1989; «Способности и индивидуальность», М., 1993;
«Способности: К 100-летию Б.М. Теплова», в соавт. М., 1997.
Л.А. Карпенко, В. А. Кольцова