ГРЕГОРИ (Gregory) Ричард Л. (1923 – 2010) – английский психолог, специалист в области
сравнительной и экспериментальной психологии, психофизиологии, психологии
восприятия и искусственного интеллекта, философии психологии. Образование
получил в Кентерберийском ун-те (магистр, 1950) и Бристольском ун-те (д-р наук,
1983). После службы в ВВС Великобритании во время Второй
мировой войны, Г. изучал философию и экспериментальную психологию в Кембридже.
Работал в Специальной сенсорной лаборатории (1962-1967), участвовал во
множестве проектов по исследованию зрительного восприятия, возвращения зрения
людям, слепым с младенчества; по когнитивному исследованию иллюзий, вызванных
нарушением зрения; по проблемам высадки на Луну и стыковки в космосе. В этот
период Г. сконструировал ряд приборов: камеру-телескоп, сканирующий микроскоп и
трехмерное чертежное устройство. В 1967 г. он основывает кафедру искусственного
интеллекта и восприятия в Эдинбургском ун-те, где построил одного из первых
интеллектуальных роботов – Фредди, распознававшего объекты и способного
совершать манипуляции с этими объектами. Становится профессором бионики (1967)
и заслуженным профессором (1970-1988) этого университета. Однако в связи с
прекращением финансирования в 1970
г. Г. переезжает в Бристоль, где становится профессором
нейропсихологии и заведующим лабораторией мозга и ощущений Бристольского ун-та.
Организовывает Бристольский исследовательский центр науки и технологии (1971),
основывает журнал “Perception” (1970). К этому времени им опубликован ряд трудов
по проблемам зрительного восприятия и искусственного интеллекта, в частности,
монография “Eye and Brain”
(1966), выдержавшая 4 переиздания (в рус. пер.: «Глаз и мозг», 1970), “The Intelligent Eye” (1970), а также: “Illusion in Nature and Art”, ed. with Sir E. Gombrich,
1973; “Concepts and Mechanisms of Perception”, ed., 1974. Г. отличает весьма
конструктивный подход к проблемам восприятия. Он полагает, что восприятие
складывается из ощущений и подвержено значительному нисходящему когнитивному
влиянию. Его
идеи представляют собой продолжение гипотезы Г. Гельмгольца (1866), гласящей,
что перцепция – это процесс предполагающий влияние бессознательного. На
протяжении всей жизни Г. сохраняет интерес к аномалиям восприятия (таким как
иллюзии и последействия) и урокам, которые можно извлечь из таких явлений. “При
визуальном восприятии, - отмечал Г., - легко создавать фальшивые призраки, со
всеми возможными искажениями размеров и расстояний. Глядя на “двойственные”
картины и объекты, мы узнаем, что существуют конкурирующие гипотезы, ожидающие
момента, когда они смогут выйти на авансцену”. Г. дал объяснение множеству
иллюзий, исходя из гипотезы постоянства общей перспективы. В определенных
ситуациях части иллюзорных фигур воспринимаются как двумерные проекции трехмерных
фигур в глубине. Из-за действия механизма, поддерживающего постоянство размера,
части фигур, которые находятся дальше, воспринимаются как имеющие больший
размер. Г. провел также важные исследования восприятия движения. Свои
исследования на эти темы он опубликовал в книге “Odd Perceptions”
(1988). Идеи Г. оказали большое влияние на изучение визуальной перцепции. Он
был одним из первых в изучении искусственного интеллекта и в применении
исследований восприятия к проблеме искусственного зрения.
Л.А.
Карпенко