ГУРЕВИЧ Константин Маркович (1906 - 2007)- российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, психологии труда, психометрике. Д-р психологических наук (1971), профессор, поч. чл. РАО. Закончил психотехническое отделение педагогического фак-та ЛГПИ им. А. И. Герцена (1931) и аспирантуру Московского государственного института психологии (1940). С 1949 г. Г. - сотрудник НИИ ОиПП АПН СССР, где с 1968 по 1983 г. руководил лабораторией психофизиологических основ профессиональной деятельности, а в 1983-1985 гг. лабораторией психологической диагностики. Начав работать в лаборатории дифференциальной психофизиологии под руководством Б. М. Теплова над проблемами индивидуальных психофизиологических различий человека, Г. обращается к исследованию профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. В 1971 г. выходит его книга "Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы", удостоенная Первой премии АПН СССР. В этом же году за эту работу ему была присуждена ученая степень д-ра психологических наук. Основные идеи в этой области получили дальнейшее развитие в трудах Г. и его учеников ("Психофизиологические вопросы становления профессионала". 1974, 1976). В 1980-1990-х гг. основным направлением научных исследований Г. становится изучение проблем психологической диагностики («Что такое психологическая диагностика». 1985; «Индивидуально-психологические особенности школьников». 1988; «Умственное развитие школьников» / совм. с Е.И. Горбачевой/. 1992). Им проведен глубокий и всесторонний критический анализ основных теоретических и методологических концепций зарубежной психодиагностики, в частности, тестирования интеллекта, по-новому поставлены многие вопросы тестологии (проблема статистической нормы как критерия сравнения результатов тестирования и др.). Г. теоретически обосновал новый подход к созданию методик, получивший название нормативного. Суть его в том, что при разработке психодиагностических методов осуществляется ориентация на социально-психологический норматив, представляющий собой систему требований, предъявляемую той или иной общностью каждому из ее членов. Эти требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, социальных норм, отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и др. Этот подход реализован при разработке Школьного теста умственного развития ( ШТУР) , теста умственного развития для старшеклассников и абитуриентов (АСТУР), серии коррекционно-развивающих программ и т.п. По инициативе Г. и под его редакцией (совместно с В. И. Лубовским) вышел перевод книги известного американского тестолога А. Анастази "Психологическое тестирование", М., 1982. Совместно с Е.М. Борисовой были подготовлены учебные пособия "Психологическая диагностика", М., 1993; "Психологическая диагностика детей и подростков", М., 1995.

Е. М. Боpисова