ГУРЕВИЧ Константин
Маркович (1906 - 2007)- российский психолог,
специалист в области дифференциальной психологии, психологии труда,
психометрике. Д-р психологических наук (1971), профессор, поч. чл. РАО.
Закончил психотехническое отделение педагогического фак-та
ЛГПИ им. А. И. Герцена (1931) и аспирантуру Московского государственного
института психологии (1940). С 1949
г. Г. - сотрудник НИИ ОиПП АПН СССР, где с 1968 по 1983 г. руководил
лабораторией психофизиологических основ профессиональной деятельности, а в
1983-1985 гг. лабораторией психологической диагностики. Начав работать в
лаборатории дифференциальной
психофизиологии под руководством Б. М. Теплова над проблемами индивидуальных
психофизиологических различий человека, Г. обращается к исследованию
профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы.
В 1971 г.
выходит его книга "Профессиональная пригодность и основные свойства
нервной системы", удостоенная Первой премии АПН
СССР. В этом же году за эту работу ему была присуждена ученая степень д-ра
психологических наук. Основные идеи в этой области получили дальнейшее развитие
в трудах Г. и его учеников ("Психофизиологические вопросы становления
профессионала". 1974, 1976). В 1980-1990-х гг. основным направлением
научных исследований Г. становится изучение проблем психологической диагностики
(«Что такое психологическая диагностика». 1985; «Индивидуально-психологические
особенности школьников». 1988; «Умственное развитие школьников» / совм. с Е.И.
Горбачевой/. 1992). Им проведен глубокий и всесторонний критический анализ
основных теоретических и методологических концепций зарубежной
психодиагностики, в частности, тестирования интеллекта, по-новому поставлены
многие вопросы тестологии (проблема статистической нормы как критерия сравнения
результатов тестирования и др.). Г. теоретически обосновал новый подход к
созданию методик, получивший название нормативного.
Суть его в том, что при разработке психодиагностических методов осуществляется
ориентация на социально-психологический норматив, представляющий собой систему
требований, предъявляемую той или иной общностью каждому из ее членов. Эти
требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, социальных норм,
отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать
самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и
др. Этот подход реализован при разработке Школьного теста умственного развития
( ШТУР) , теста умственного развития для
старшеклассников и абитуриентов (АСТУР), серии коррекционно-развивающих
программ и т.п. По инициативе Г. и под его редакцией (совместно с В. И.
Лубовским) вышел перевод книги известного
американского тестолога А. Анастази "Психологическое тестирование",
М., 1982. Совместно с Е.М. Борисовой были подготовлены учебные пособия
"Психологическая диагностика", М., 1993; "Психологическая
диагностика детей и подростков", М., 1995.
Е. М. Боpисова