ЖИНКИН Николай Иванович
(1983 - 1979) - российский психолог, специалист в области психолингвистики,
психологии мышления и речи. Д-р психологических наук (1959), профессор (1963).
Образование получил в Московском ун-те, окончив с золотой медалью историко-филологический
фак-т (1916). Работал в Институте психологии (с 1914 г.), в Государственной
Академии художественных наук (ГАХН; с 1923). В 1947 г. в Институте психологии
защитил канд. дис. на тему "Интонация речи в связи с общими проблемами
экспрессии". С середины 50-х г. – с.н.с. лаборатории мышления и речи
Института психологии АПН СССР. В 1959 г. защитил докт. дис. на тему
"Механизмы речи", в которой была использована оригинальная методика
кинорентгеносъемки. В 1960 г. Ж. - председатель психологической секции Совета
по кибернетике АН СССР, в 1962 -член Союза кинематографистов. С 1963 г. -
профессор филологического фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, одновременно
преподавал в Институте иностранных языков им. М. Тореза. Научные интересы Ж.
были обширны и многообразны. Кроме исследования психологии языка, речи и
мышления, изучал речевые коммуникации, семантику речи, программированное
обучение. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности,
кинематографии. Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций
человека и животных, психологических аспектов программированного обучения,
процессов восприятия, понимания и порождения текста. В своем фундаментальном
труде «Механизмы речи» (М., 1958), получившем высокую оценку как у нас в
стране, так и за рубежом, Ж. одним из первых не только поставил, но и
реализовал задачу исследования текста как целого, как самостоятельной единицы
психологического и лингвистического анализа. Им был выдвинут ряд
фундаментальных идей, сыгравших существенную роль в становлении отечественной
психолингвистики. Сюда прежде всего относится положение о том, что все речевые
процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в коммуникативном акте с
учетом условий, целей и задач речевой коммуникации. Обращаясь к лингвистике, Ж.
призывал не отрывать изучение языка и речи от человека. Особое место в работах
Ж. занимала проблема декодирования человеком речевого сообщения в процессе его
восприятия, понимания и порождения. Наиболее известной в этом отношении
является работа "О кодовых переходах во внутренней речи", где решался
вопрос о том, "...реализуется ли мышление только в речедвигательном коде
или существует другой код, не связанный непосредственно с формами натурального
языка". Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу Ж. о возможности
невербального мышления, когда происходит переход на особый код внутренней речи,
названный автором "предметно-схемным кодом. Своего рода итогом его научной
деятельности была монография "Речь как проводник информации",
посвященная широкому кругу проблем, связанных с исследованием взаимодействия
между тремя кодами, сложившимися под влиянием потребности коммуникации в единую
саморегулирующуюся систему - язык, речь, интеллект, а также центральным звеном
этого взаимодействия - внутренней речью. Ведущим понятием данной работы
является Универсальный предметный код (УПК), являющийся "посредником не
только между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, но и между
национальными языками". Другим важным понятием в данной работе выступает
понятие об интеграции, толкуемой как универсальный процесс, имеющий место при
восприятии и порождении речевых произведений любого уровня.
И.М.
Кондаков, А.И. Новиков.