ЖУЙКОВ
Сергей Федорович (1911 – 1993) - российский психолог, специалист в области
педагогической психологии. Автор концепции усвоения грамматических знаний. Д-р
психологических наук (1976). Участник ВОВ, награжден медалями «За оборону
Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»,
«За доблестный труд» и др. Начинал свою трудовую деятельность землеустроителем,
но интересовался больше языкознанием, литературой и философией. После окончания
службы в Красной Армии три года учился в Институте истории, философии и
литературы, а позднее экстерном окончил филологический фак-т
МГУ. После войны в 1945 поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР
(ныне ПИ РАО). В 1948 защитил канд. дис., в 1976 – докт.: «Психологические
основы оптимизации обучения младших школьников родному языку».
Исследовательская работа Ж. была направлена на поиск и реализацию условий
обучения родному языку в школе. Даже в годы, когда государственные программы и
стабильные учебники считались незыблемыми, им была создана новая,
психологически обоснованная система обучения русскому языку в начальной школе.
Будучи не только психологом, но и прекрасным дидактом, Ж. написал три
экспериментальных учебника, получившие одобрение и высокую оценку учительского
сообщества. В основе учебников лежала разработанная Ж. концепция усвоения
грамматических знаний с опорой на дограмматические представления ребенка о
языке. Концепция Ж. получила отражение в ряде его публикаций, важнейшими из
которых являются монографии: "Психология усвоения грамматики в начальных
классах", (1964), "Формирование орфографических действий у младших
школьников" (1965), "Психологические основы повышения эффективности
обучения младших школьников родному языку", (1979). Ряд трудов Ж. были
переведены на иностранные языки. Сам он владел четырьмя иностранными языками и
был неутомимым экспериментатором.
Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова.