ХОЛЛ (Hall) Грэнвилл Стэнли (1844 –
1924) - американский психолог, один из основателей педологии. После окончания
духовной семинарии получил образование в Германии, в том числе у Г. Фехнера и
В. Вундта (д-р философии, 1878-80). С 1881 преподавал психологию в ун-те Дж. Хопкинса. Здесь в 1883 г. основал первую психологическую
лабораторию. В 1889 г.
создал первую педологическую лабораторию. С 1888 по 1920 г. - профессор
психологии, а с 1889 по 1920 – ректор ун-та Кларка. В 1887 г. организовал первый в
США психологический журнал "American Journal of Psychology", в 1891 г. - журнал по
возрастной психологии, в 1915
г. - по прикладной. Один из организаторов и
первый президент (1892) Американской психологической ассоциации. Был
популяризатором распространения психоанализа в Америке. Чтобы отметить
двадцатилетие основания ун-та Кларка (1909), он пригласил З. Фрейда и К.Г. Юнга
читать там лекции. Был горячим сторонником эволюционного учения и основателем
педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея
педоцентризма, то есть идея о том, что ребенок является центром
исследовательских интересов многих профессионалов - психологов, педагогов,
биологов, педиатров, антропологов, социологов и др. специалистов. Из всех этих
областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Идея о
необходимости изучения детского развития утвердилась с проникновением
эволюционных идей в психологию. Применение этих идей к исследованию психики означало
признание ее генезиса, развития, а также ее связи с процессом адаптации
организма к среде. Важность изучения детской психологии Х. связывал и с
разработанной им теорией рекапитуляции. Основой этой теории является
биогенетический закон Геккеля, примененный Х. для объяснения детского развития.
Согласно теории рекапитуляции онтогенез является кратким повторением
филогенеза, то есть ребенок в своем психическом развитии повторяет все этапы
психического развития человеческого рода. При этом Х. считал, что последовательность
и содержание этих этапов заданы генетически и потому ни уклониться,
не проскочить какую-то стадию своего развития ребенок не может. Исходя из
необходимости для детей проживания всех стадий психического развития
человечества, Х. разрабатывает и механизм, который помогает переходу с одной
стадии на другую. Так как реально, ребенок не может перенестись в те же
ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой
осуществляется в игре. Ученик Х., Гетчинсон, разработал и возрастную
периодизацию исходя из теории рекапитуляции, при этом критерием, отделяющим
одну стадию от другой, служил способ добывания пищи. Хотя довольно скоро теория
рекапитуляции была развенчана, а многие положения педологической концепции
пересмотрены, сама наука педология, созданная Х., очень быстро завоевала
популярность во всем мире и просуществовала почти до середины ХХ века.
Популярность принесли Х. и разработанные им методы исследования детей, прежде
всего опубликованные им анкеты и опросники для подростков, учителей и
родителей, которые также давали возможность составления комплексной
характеристики ребенка, анализа их проблем не только с точки зрения взрослых,
но и самих детей. Полученные им материалы были обобщены в работах:
«Adolescence». V. 1-2, N.Y.,
1904; «Life and Confessions of a Psychologist», 1923. В рус
пер. изданы: “Инстинкты и чувства в юношеском возрасте». П., 1920; «Очерки по
изучению ребенка». М., 1925.
И.М. Кондаков, Т.Д.
Марцинковская