http://www.childpsy.ru/upload/iblock/96d/10879.jpgХОМСКАЯ Евгения Давыдовна (1929 - 2004) – российский психолог, специалист в области нейропсихологии и психофизиологии. Основатель направлений: нейропсихология нормы, нейропсихология эмоций, нейропсихология пограничных состояний, психофизиологии локальных поражений мозга. Ученица А.Р. Лурии. Д-р психол. наук (1971), профессор (1976), засл. профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (1996). Чл. редкол. журнала "Вестник Моск. ун-та". Серия 14. "Психология» (1977-2002). Лауреат Ломоносовской премии 2-й степени (1973), награждена медалью им. К.Д. Ушинского (2001). Окончила психологическое отделение философского фак-та МГУ (1952), после чего работала педагогом-воспитателем в детском Нервно-психиатрическом санатории № 36 МГОЗ СССР (1952-1958). В 1957, как соискатель, защитила канд. дис.: «Роль речи в компенсации нарушений условно двигательных реакций у детей». С 1958 г. по настоящее время работает на фак-те психологии МГУ. Вместе с А.Р. Лурия, под руководством которого проработала 25 лет, участвовала в создании на фак-те психологии МГУ кафедры нейро– и патопсихологии. Была зам. декана по науке фак-та психологии (1964-1972). В 1971 защитила докт. дис.: «Лобные доли и процессы активации (психофизиологическое исследование роли лобных долей мозга в речевой организации функций неспецифической системы)» и опубликовала монографию «Мозг и активация» (1972). С 1972 по 1980 по совместительству возглавляла лабораторию нейропсихологии ИП АН СССР. С 1974 и по настоящее время занимает должность профессора кафедры нейро- и патопсихологии фак-та психологии МГУ. После кончины А.Р. Лурия с 1977 по 1980 гг. исполняла обязанности зав. кафедрой. С 1999 по совместительству зав. кафедрой «Клинической психологии» в Институте психоанализа. Профессиональная научная деятельность Х. всегда была связана с изучением различных проблем нейропсихологии и психофизиологии, разработкой психофизиологического направления в нейропсихологии («Проблемы нейропсихологии», 1977). В этом русле исследовались функции лобных долей и их роль в регуляции психических процессов («Функции лобных долей мозга», 1982, ред. и соавт.). Исследовались проблемы межполушарной асимметрии мозга («Hейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга», 1986, ред. и соавт.), нейропсихологии эмоций («Мозг и эмоции» 1992, в соавт.), нейропсихологии нормы и индивидуальных различий (1997). Большое внимание уделялось не только разработке теоретических основ нейропсихологии («Нейропсихология сегодня», 1995, ред и соавт.), но и новым методическим приемам экспериментирования («Новые методы нейропсихологического исследования», 1989, в соавт.;«Методы оценки межполушарной асимметрии», 1995, в соавт.). Наряду с научной, Х. ведет активную преподавательскую деятельность. Ею подготовлено около 50 канд. наук, некоторые из которых защитили докт. дис. Ее ученики работают в Англии, Бразилии, Германии и др. странах. Она автор и ред. ряда учебных пособий («Психологические способы изучения личности обвиняемого. Учеб. пособие.», 1983; «Hейрофизиологические основы внимания», 1979; «Хрестоматия по нейропсихологии», 1999 и др.), автор первого в нашей стране учебника - "Нейропсихология" (1987, 2002). Под научной ред. Х. вышли посмертно монографии А.Р. Лурия «Язык и сознание» (1979), «Этапы пройденного пути» (1980). Опубликована книга: "А.Р. Лурия. Научная биография" (1992), переведенная на англ. яз. (2002). Была организатором и президентом (совместно с Майклом Коулом, США) первой (1997) и второй (2002) Международных конференций, посвященных памяти А.Р. Лурия; соред. сборников докладов этих конференций.

Л.А. Карпенко