Хотин Борис Иосифович (1895 - 1950) - российский психолог, специалист в
области зоопсихологии. Канд. психологических наук, ученик и ближайший помощник
В.А. Вагнера, Учился в Психоневрологическом институте (1915). В 1922 г.
закончил медицинский фак-т Иркутского ун-та, а в 1924 г. - Ленинградский ин-т
социального воспитания. Работал ассистентом Вагнера в ЛГПИ им. А.И. Герцена
(1927-1930), ординатором в клинике нервных болезней профессора М.И.
Аствацатурова (1925-1930), был заведующим сектором биогенеза (1930- -1932) и
с.н.с. сектора сравнительной психологии и физиологии (1932-1935) Института
мозга им. В.М. Бехтерева (Ленинград). В годы ВОВ находился в действующей армии
в качестве врача-невропатолога. В 1948 -1949 гг.pаботал во вновь организованном
Институте физиологии центральной нервной системы АМН СССР. Основным
направлением научной деятельности Х. являлась разработка проблем научения и
подражания у животных, их сравнительное исследование для разных животных.
Опережая мировую практику, Х. экспериментально изучил широкий спектр
позвоночных (как взрослых, так и молодых особей): караси, голуби, куры, крысы,
кошки, собаки, волки, овцы, северные олени, обезьяны. Он организовал научные
экспедиции на Мурманское побережье и Новую Землю (1931-1934) с целью изучения
повадок и инстинктов обитателей птичьих базаров и проведения полевых
экспериментов. В ходе многолетних исследований Х. показал, что подражание,
будучи в своей основе инстинктивным, часто лежит в основе механизмов научения и
выработки индивидуальных навыков поведения и является развивающейся функцией.
При этом динамика подражания как в фило-, так и в онтогенезе описывается
своеобразной кривой: появляясь в определенном возрасте, оно усиливается со
временем, и затем постепенно ослабевает и совсем исчезает в связи со
взрослением животного и накоплением им индивидуального опыта. Совпадение кривых
подражания в фило- и онтогенезе, привело Х. к признанию биогенетического
параллелизма в развитии подражания. Х. экспериментально показал, что научение у
животных носит индивидуальный характер, оно обусловлено биологическими
условиями существования вида и его пластичность увеличивается по мере
усложнения строения головного мозга. С помощью сконструированного им разборного
лабиринта Х. предложил метод "экспериментального конфликта", при
котором сталкиваются поведенческие формы, выработанные на основе подражания и
научения. Значительная часть работ Х. осталась неопубликованной. Он автор
трудов: «К вопросу о генезисе подражания у животных», Вопросы психофизиологиии
клиники чувствительности. Труды гос.ин-та по изучению мозга им. В.М. Бехтерева,
т. XV, 1947; «Подражание у карасей. Педологические исследования»/ Труды
педологического отделения Гос. Педагог. ин-та им. А.И. Герцена, 1930; «Изучение
поведения кайр и моевок "птичьих базаров" на Новой Земле (мыс
Безымянный)»/ История и некоторые вопросы современного состояния
экспериментальных исследований в отечественной психологии. 1990
В.А. Кольцова