http://www.marxistsfr.org/archive/ilyenkov/index.jpgИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924 – 1979) – российский философ, психолог, педагог. Д-р философских наук (1968). Окончив школу, в сентябре 1941 поступил на философский фак-т Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В октябре 1941 - эвакуация в Ашхабад, где с декабря 1941 он становится студентом философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, куда влились факультеты ИФЛИ. В июле 1942 вместе с МГУ переезжает в Свердловск, где в августе 1942 призывается в армию. Закончил войну в Берлине, награжден боевыми орденами и медалями. С августа 1945 И. - литсотрудник артиллерийского отдела газеты "Красная Звезда". С февраля 1946 - снова студент философского фак-та МГУ, который заканчивает в 1950 После МГУ – аспирантура. Под руководством Т.И.Ойзермана готовит и в 1953 г. защищает канд. дис. на тему: «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К. Маркса “К критике политической экономии”». С 1953 г. и до последних дней жизни И. работает в секторе Диалектического материализма Института философии АН СССР. В 1965 за цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присуждает И. премию имени Н.Г. Чернышевского. В 1968 И. защищает докт. дис.: "К вопросу о природе мышления". В ряде своих работ («Об идолах и идеалах» (1968), «Учитесь мыслить смолоду» (1977), статьях «Психика и мозг» (1968), «Психика человека под “лупой времени”» (1970), «Становление личности: к итогам научного эксперимента» (1977), «Что же такое личность?» (1979), рукописи «К вопросу о психическом, субъективном» и др.) – затрагивает и предельно обостряет фундаментальные проблемы психологии и педагогики: источники «человеческого в человеке», начала психического развития, природу личности (ее способностей и способов самоопределения в человеческой общности) и индивидуальности, генезис сознания и самосознания, становление воображения и мышления в процессе образования, функции эстетического воспитания как основы духовного и личностного роста человека. Для научной позиции И. характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, являются разными уровнями одной и той же науки. В своих трудах И. широко пользуется понятием "теоретическая психология", тем самым точно выражая своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются. Профессионально ориентируясь в психологических материалах, И. не просто обобщал их в виде «суммы примеров» для иллюстрации тех или иных философских положений. Он стремился «поднять» эти материалы до уровня их категориального осмысления, вписать их в общую картину мира человека и его культуры. Такова, например, оценка И. результатов эксперимента коллектива И.А. Соколянского – А.И. Мещерякова по формированию психики слепоглухонемых детей в Загорском детском доме, который он считал «испытательным полигоном» для общественных наук (на этом материале им дано теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане). Аналогичным образом И. оценивал и результаты поисков коллектива Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в области разработки проблем развития мышления школьников; с другой стороны, его работы оказали решающее влияние на формирование научной позиции В.В. Давыдова. В центре внимания И. была также проблематика, связанная со «всесторонним и гармоничным развитием личности», которое понималось им с позиций немецкой классической философии К. Маркса, а не партийно-правительственных документов советского времени. И. показывал нелепость трактовки этой всесторонности и гармоничности как "всезнайства" и "всеумейства". Он выдвинул и обосновывал концепцию универсальных и специальных способностей личности. Универсальные способности обеспечивают формирование любых специальных, но никакая, сколь угодно большая сумма специальных способностей универсальности не даст. Он четко выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Ключевой среди первых является, по И., продуктивное воображение. С его точки зрения, воображение – это прежде всего умение «видеть целое раньше частей», а это, в свою очередь, проявляется в способности человека смотреть на мир и самого себя «глазами других людей», в пределе – всего человеческого рода. Отсюда – в воображении нет ничего исключительного, это – норма развития, всеобщечеловеческий способ постижения действительности. Формулируя представления о личности как человеческой индивидуальности, И. исходил из того, что в отличие от индивидуальности биологической (и любого другого "единичного") личность через других людей и созданные людьми вещи (в том числе такие, как национальный или иной специальный язык) является индивидуально-неповторимым, уникальным центром, фокусом "ансамбля всех общественных отношений". И. подчеркивал особую роль идеального (кристаллизованных в «теле» исторической культуры преобразовательных сущностных сил общественного человека, «всеобщих схем» его деятельности) в становлении личности. В этих пунктах наиболее отчетливо проступает общее теоретическое кредо И. – решительное отвержение натурализма и последовательное утверждение деятельностного подхода в истолковании реалий специфически человеческого бытия. Им разработана также концепция личности (по Гегелю – «всеобщей» индивидуальности, в отличие от «дурной») как творца общего и значимого для всех содержания культуры. В таком понимании жизнь личности как бы продлена в судьбах других людей, общностей, рода в целом, а сама личность обладает модусом социального и психологического бессмертия. И, наоборот, личностная смерть может наступить раньше физической, если целостный человек становится «производной» от своих же собственных «проекций» – ролей, профессиональных позиций, штампов сознания, схематизмов поведения и т.д., «механизмом» их монотонного тиражирования. В настоящее время ряд идей И. развивается представителями новых генераций психологов – В.А. Петровским, В.К. Шабельниковым, А.В. Суворовым, В.Т. Кудрявцевым и др. И. автор многих научных и публицистических работ, среди них монографии: «Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса», 1960; «Диалектическая логика», 1974 (2-е изд. – 1984); «Философия и культура», 1991 и др.

В.Т. Кудрявцев, А.В. Суворов