ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924 –
1979) – российский философ, психолог, педагог. Д-р философских наук (1968).
Окончив школу, в сентябре 1941 поступил на философский
фак-т Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В октябре 1941 -
эвакуация в Ашхабад, где с декабря 1941 он становится студентом философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, куда влились факультеты
ИФЛИ. В июле 1942 вместе с МГУ переезжает в Свердловск, где в августе 1942 призывается
в армию. Закончил войну в Берлине, награжден боевыми
орденами и медалями. С августа 1945 И. - литсотрудник артиллерийского отдела
газеты "Красная Звезда". С февраля 1946 - снова студент философского
фак-та МГУ, который заканчивает в 1950 После МГУ –
аспирантура. Под руководством Т.И.Ойзермана готовит и в 1953 г. защищает канд. дис.
на тему: «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К. Маркса
“К критике политической экономии”». С 1953 г. и до последних дней жизни И. работает в
секторе Диалектического материализма Института философии АН СССР. В 1965 за
цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присуждает И.
премию имени Н.Г. Чернышевского. В 1968 И. защищает докт. дис.: "К вопросу
о природе мышления". В ряде своих работ («Об идолах и
идеалах» (1968), «Учитесь мыслить смолоду» (1977), статьях «Психика и мозг»
(1968), «Психика человека под “лупой времени”» (1970), «Становление личности: к
итогам научного эксперимента» (1977), «Что же такое личность?» (1979), рукописи
«К вопросу о психическом, субъективном» и др.) – затрагивает и предельно
обостряет фундаментальные проблемы психологии и педагогики: источники
«человеческого в человеке», начала психического развития, природу
личности (ее способностей и способов самоопределения в человеческой общности) и
индивидуальности, генезис сознания и самосознания, становление воображения и
мышления в процессе образования, функции эстетического воспитания как основы
духовного и личностного роста человека. Для научной позиции И. характерно
убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, являются
разными уровнями одной и той же науки. В своих трудах И. широко пользуется
понятием "теоретическая психология", тем самым точно выражая
своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия,
психология и педагогика диалектически отождествляются. Профессионально
ориентируясь в психологических материалах, И. не просто обобщал их в виде
«суммы примеров» для иллюстрации тех или иных философских положений. Он стремился
«поднять» эти материалы до уровня их категориального осмысления, вписать их в общую картину мира человека и его
культуры. Такова, например, оценка И. результатов эксперимента коллектива И.А.
Соколянского – А.И. Мещерякова по формированию психики слепоглухонемых детей в
Загорском детском доме, который он считал «испытательным полигоном» для
общественных наук (на этом материале им дано теоретическое описание
индивидуального развития как формирования способности действовать
в идеальном плане). Аналогичным образом И. оценивал и результаты поисков
коллектива Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в области разработки проблем развития
мышления школьников; с другой стороны, его работы оказали решающее влияние на
формирование научной позиции В.В. Давыдова. В центре внимания И. была также
проблематика, связанная со «всесторонним и гармоничным
развитием личности», которое понималось им с позиций немецкой классической
философии К. Маркса, а не партийно-правительственных документов советского
времени. И. показывал нелепость трактовки этой всесторонности и гармоничности
как "всезнайства" и "всеумейства". Он выдвинул и
обосновывал концепцию универсальных и специальных способностей личности.
Универсальные способности обеспечивают формирование любых специальных, но
никакая, сколь угодно большая сумма специальных способностей универсальности не
даст. Он четко выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно
выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Ключевой среди первых
является, по И., продуктивное воображение. С его точки зрения, воображение – это прежде всего умение «видеть целое раньше частей», а это,
в свою очередь, проявляется в способности человека смотреть на мир и самого
себя «глазами других людей», в пределе – всего человеческого рода. Отсюда – в
воображении нет ничего исключительного, это – норма развития,
всеобщечеловеческий способ постижения действительности. Формулируя
представления о личности как человеческой индивидуальности, И. исходил из того,
что в отличие от индивидуальности биологической (и любого другого
"единичного") личность через других людей и созданные людьми вещи (в
том числе такие, как национальный или иной специальный язык) является
индивидуально-неповторимым, уникальным центром, фокусом "ансамбля всех
общественных отношений". И. подчеркивал особую роль идеального
(кристаллизованных в «теле» исторической культуры преобразовательных сущностных
сил общественного человека, «всеобщих схем» его деятельности) в становлении
личности. В этих пунктах наиболее отчетливо проступает общее теоретическое
кредо И. – решительное отвержение натурализма и последовательное утверждение
деятельностного подхода в истолковании реалий специфически человеческого бытия.
Им разработана также концепция личности (по Гегелю – «всеобщей»
индивидуальности, в отличие от «дурной») как творца общего и значимого для всех
содержания культуры. В таком понимании жизнь личности как бы продлена в судьбах
других людей, общностей, рода в целом, а сама личность обладает модусом
социального и психологического бессмертия. И, наоборот,
личностная смерть может наступить раньше физической, если целостный человек
становится «производной» от своих же собственных «проекций» – ролей,
профессиональных позиций, штампов сознания, схематизмов поведения и т.д.,
«механизмом» их монотонного тиражирования. В настоящее время ряд идей И.
развивается представителями новых генераций психологов – В.А. Петровским, В.К.
Шабельниковым, А.В. Суворовым, В.Т. Кудрявцевым и др. И. автор многих научных и
публицистических работ, среди них монографии: «Диалектика абстрактного и
конкретного в "Капитале" Маркса», 1960; «Диалектическая логика», 1974
(2-е изд. – 1984); «Философия и культура», 1991 и др.
В.Т. Кудрявцев, А.В. Суворов