ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915 – 2001) - российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Д-р психологических наук (1962), профессор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д. чл. Нью-йоркской академии наук (1994). Д. чл. Академии педагогических и социальных наук (1996). Чл. Центрального совета Общества психологов СССР. Чл. редкол. ряда журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др. В 1997 (совместно с А.В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях» и премии Г.И. Челпанова 1-й степени (совместно с В.В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника трудов: «Выдающиеся психологи Москвы». В 1937 г. Я. окончил фак-т русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую С.Л. Рубинштейном. В 1938 г. был репрессирован в связи с делом Л. Н. Гумилева. В 1939 освобожден и благодаря содействию С.Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре.(Реабилитирован только в мае 1991 г.). В 1941 - 1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и ст. преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического ин-та (Таджикская ССР). С 1943 г. Я. - аспирант кафедры психологии философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова, где в 1945 под руководством С.Л. Рубинштейна защитил канд. дис.: "Учение А.А. Потебни о языке и сознании". В 1945 - 1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. – ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. С 1955 – зав. кафедрой психологии Кулябского педагогического ин-та. В 1960-1965 заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического ин-та и лабораторией экспериментальной психологии Таджикского государственного ун-та. В 1962 защитил в качестве докт. дис. свою первую монографию: «Проблема детерминизма в психофизиологии ХIХ века» (1961). В 1965-1968 гг. работал с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 переезжает в Москву и занимает должность зав. сектором «Психологии научно-технического творчества» (позднее преобразованный в сектор «Социальной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР. С 1989 по 1997 – гл.н.с. ИИЕиТ РАН. Основные труды Я. относятся к области истории и методологии психологи и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Я. выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению - социальной психологии науки («Психология науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного созданного Я. направления - исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку ("Наука о поведении: русский путь", М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980-1990-х гг. публикации работ З. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе. Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую, психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную систему ядром теоретической психологии. («История психологии» / в соавт., М., 1994; "История и теория психологии" / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; "Основы теоретической психологии" / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1998; «Психология» (учебник для вузов) / в соавт. с А.В. Петровским, 1998,1999, 2002, 2001; «Теоретическая психология» / в соавт., М., 2000). Я. также автор и соредактор с А.В. Петровским словарей – "Краткий психологический словарь", М., 1985, 1998; "Психология. Словарь", М., 1990. Автор монографий: "История психологии" (1966, 1976, 1985); "Психология в ХХ столетии" (1971, 1974); "Развитие и современное состояние зарубежной психологии" (1974, в соавт.); "Сеченов и мировая психологическая мысль" (1981); "Репрессированная наука" (1990, 1994; в 2 тт); "Выготский: в поисках новой психологии" (1993); "Историческая психология науки" (1995); "История психологии от античности до середины ХХ столетия" (1996); "100 выдающихся психологов мира" (1996, в соавт. с Т.Д. Марцинковской) и ряда др. В 1998 по состоянию здоровья вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь.

А.В. Юревич, В.В. Умрихин