ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915 –
2001) - российский психолог,
специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и
психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки.
Д-р психологических наук (1962), профессор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д.
чл. Нью-йоркской академии наук (1994). Д. чл. Академии педагогических и
социальных наук (1996). Чл. Центрального совета Общества психологов СССР. Чл.
редкол. ряда журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др. В
1997 (совместно с А.В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за
научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического
образования в высших учебных заведениях» и премии Г.И. Челпанова 1-й степени
(совместно с В.В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника
трудов: «Выдающиеся психологи Москвы». В 1937 г. Я. окончил фак-т русского
языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую
С.Л. Рубинштейном. В 1938 г. был репрессирован в связи с делом Л. Н. Гумилева.
В 1939 освобожден и благодаря содействию С.Л. Рубинштейна был восстановлен в
аспирантуре.(Реабилитирован только в мае 1991 г.). В 1941 - 1943 гг. работал
учителем в школах Средней Азии и ст. преподавателем кафедры языка и литературы
Ленинабадского педагогического ин-та (Таджикская ССР). С 1943 г. Я. - аспирант
кафедры психологии философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова, где в 1945 под
руководством С.Л. Рубинштейна защитил канд. дис.: "Учение А.А. Потебни о
языке и сознании". В 1945 - 1951 гг. работал научным сотрудником сектора
психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. – ст. преподаватель
кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. С 1955 –
зав. кафедрой психологии Кулябского педагогического ин-та. В 1960-1965
заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического
ин-та и лабораторией экспериментальной психологии Таджикского государственного
ун-та. В 1962 защитил в качестве докт. дис. свою первую монографию: «Проблема
детерминизма в психофизиологии ХIХ века» (1961). В 1965-1968 гг. работал с.н.с.
Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 переезжает в Москву и занимает
должность зав. сектором «Психологии научно-технического творчества» (позднее
преобразованный в сектор «Социальной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР. С 1989
по 1997 – гл.н.с. ИИЕиТ РАН. Основные труды Я. относятся к области истории и
методологии психологи и наук о человеке, психологии научного творчества,
социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя
закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней,
разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно
которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный
строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий,
организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем,
отталкиваясь от этого подхода, Я. выдвинул концепцию научной деятельности
(рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и
личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает
исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем
начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения
научных функций (ролей), послужило основанием для разработки
программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало
новому направлению - социальной психологии науки («Психология науки» / в
соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с
историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей
психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонентный
круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая
составляет основание еще одного созданного Я. направления - исторической
психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику
особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем,
определившим ее уникальный вклад в мировую науку ("Наука о поведении:
русский путь", М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые,
после полувекового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980-1990-х гг.
публикации работ З. Фрейда в России,
сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В
последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая
ее в историческом ракурсе. Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и
учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное
содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива,
отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал
психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую,
психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную
систему ядром теоретической психологии. («История психологии» / в соавт., М.,
1994; "История и теория психологии" / в соавт. с А.В. Петровским, М.,
1996, в 2-х тт.; "Основы теоретической психологии" / в соавт. с А.В.
Петровским, М., 1998; «Психология» (учебник для вузов) / в соавт. с А.В.
Петровским, 1998,1999, 2002, 2001; «Теоретическая психология» / в соавт., М.,
2000). Я. также автор и соредактор с А.В. Петровским словарей – "Краткий
психологический словарь", М., 1985, 1998; "Психология. Словарь",
М., 1990. Автор монографий: "История психологии" (1966, 1976, 1985);
"Психология в ХХ столетии" (1971, 1974); "Развитие и современное
состояние зарубежной психологии" (1974, в соавт.); "Сеченов и мировая
психологическая мысль" (1981); "Репрессированная наука" (1990,
1994; в 2 тт); "Выготский: в поисках новой психологии" (1993); "Историческая
психология науки" (1995); "История психологии от античности до
середины ХХ столетия" (1996); "100 выдающихся психологов мира"
(1996, в соавт. с Т.Д. Марцинковской) и ряда др. В 1998 по состоянию здоровья
вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь.
А.В.
Юревич, В.В. Умрихин