ЯВОРСКИЙ
Болеслав Леопольдович (1877 – 1942) - музыковед, композитор, пианист, педагог,
музык льно-общественный деятель, создатель оригинальной теории музыкального
мышления, пытавшейся найти место субъективно-психологическим факторам в
объективных законах музыкальной речи. Д-р искусствоведения (1941), профессор
Киевской (1916) и Московской консерваторий (1938). В 1895-1897 учился на
математическом отделении Киевского ун-та. В 1889 окончил Киевское музыкальное
училище по классу фортепиано В. В. Пухальского. В 1903 - Московскую
консерваторию по классу фортепиано Н. Е. Шишкина. По теоретическим дисциплинам
учился в классе С. И. Танеева, М. М. Ипполитова-Иванова. Преподавал в
музыкальных училищах Москвы (1903-1907), участвовал в организации Народной
консерватории и преподавал в ней (1906-1916). В 1912-1916 - профессор Киевской
консерватории по классу фортепиано и теории композиции. С 1921 г. в Москве занимался
преподавательской деятельностью, вел музыкально-общественную и
организационно-педагогическую работу. В 1921-1931 – чл. ГАХН (позднее ГАИС). В
1938-1942 - профессор Московской консерватории. В основе теории музыкального
мышления или ладового ритма, созданной Я., лежало понимание музыки как
своеобразного вида речи, средства общения. Я. впервые выделил лад как
самостоятельную и наиболее специфическую для музыки категорию. Огромное
значение теория ладового ритма придавала музыкально-психологическим факторам.
Согласно Я., лад есть организация музыкального мышления и речи на основе
внутренней слуховой настройки, разнообразие типов которой определяется
социально-историческими факторами. Я. активно искал такое психологическое
обоснование процессов образования "творчески обусловленной слуховой
настройки", которое позволило бы объяснить и логику истории музыкального
мышления. В противовес сложившейся в то время традиции обоснования
психологических явлений музыкального слышания законами акустики, Я., по
существу, исходил из собственно музыкальных феноменов слуха. Он предположил,
что явления ладовой устойчивости и неустойчивости не должны смешиваться с
акустическими качествами консонирования и диссонирования.
Устойчивость-неустойчивость - прежде всего эстетические и психологические
качества звучания. При этом чувство неустойчивости тритона Я. полагал
врожденным для человеческого слуха. Он пытался обосновать связь ладового
развития с закономерностями организации внимания, ритмом дыхания и
"непрерывного сознания". Для Я. только музыкальная психология, данные
непосредственного восприятия и их последующая систематизация могут лечь в основу как теории, так и истории музыки. Иными словами, Я.
здесь был близок "психологизму", как одному из ведущих умонастроений
рубежа XIX-XX вв., утверждавшему приоритет психологии в познании объективной
действительности как таковой. В этом смысле понятен метод, использованный Я.
при разграничении исторических стилей в музыке, где критерием или принципом
организации творческого мышления в разные исторические эпохи выступает то или
иное личностно-характерологическое свойство, приобретающее
художественно-эстетический смысл ("темпераментность",
"истовость" и т.п.). Я. также ставил задачу (оставшуюся
невыполненной) всесторонне исследовать и научно обосновать исполнительский процесс,
создать теорию музыкального исполнительства. Теория ладового ритма Я. была в
результате широких дискуссий отвергнута, многие его идеи так и не получили
дальнейшего развития и обоснования. Тем не менее, влияние личности Я.,
оригинальности его мышления на отечественную музыкальную культуру, на
художественно-эстетические взгляды многих выдающихся музыкантов,
исследователей, педагогов было исключительно велико. Основные труды:
«Восприятие ладовых мелодических построений» / Экспериментально-психологические
исследования, Л., 1926, вып.1; «Конструкция мелодического процесса» / Структура
мелодии / совм. с С. Н. Беляевой-Экземплярской, М., 1929; «Избранные труды»,
т.1, М., 1964, 1972; т.2, М., 1987.
М.С. Старчеус