КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849 -
1922) - русский психолог и педагог. Закончил Московскую духовную академию
(1872), преподавал философию в Петербургской духовной семинарии (до 1878),
затем - на педагогических курсах при Петербургских женских гимназиях Мариинского
ведомства (уволен в связи с обвинением в материализме и безбожии) и на курсах
Фребелевского общества. Являлся активным участником съездов по семейному воспитанию,
педагогической психологии, экспериментальной педагогике. Под его редакцией
вышло 57 выпусков "Энциклопедии семейного воспитания и обучения". В
работах К. закладываются основы педагогической психологии, исследуются проблемы
психологии развития, воспитания и обучения ребенка («Педагогическая психология
для народных учителей, воспитателей, воспитательниц». 1876, 1914;
«Дидактические очерки». 1885; «Педагогический процесс». 1905). Анализируя
образовательный процесс, К. осмысливает его, с одной стороны, как выражение
внутренней самодеятельности человека как индивидуального организма и, с другой
стороны, как деятельность, обеспечивающую развитие способностей на личностном
уровне. Отводя в воспитании и обучении определенную роль саморазвитию, К.
подчеркивал в то же время, что человек - существо общественное и его
органические и индивидуальные свойства развиваются лишь в связи с обществом и
внешней природой (на 9/10 личность состоит из общественных элементов, и только
1/10 составляет в ней "личное" начало). Психическая жизнь человека
рассматривается как энергетическая система, воплощающая в себе и преломляющая
на новом уровне законы природы. Деятельность оценивается как детерминанта
системы психических процессов, состояний и свойств ребенка в ходе его развития
как личности. В контексте анализа процесса интеллектуального развития ребенка,
прослеживается формирование образного и отвлеченного мышления; знаковое
мышление характеризуется как новая ступень в деятельности сознания. К. раскрыл
процесс формирования нравственных качеств личности, его факторы и условия, дал
анализ их психологического содержания. Социальную ценность и значимость
личности он связывает с направленностью "чувства силы", скромность -
с адекватной самооценкой, застенчивость - с состоянием тревожности в ситуации
ожидания оценки. Предметом рассмотрения выступали также волевые акты: движения,
желания, инстинкты. Влечения, позывы, стремления как свойства воли выводились
К. из потребностей данного организма, а не из внешних побуждений. Человеческое
сознание оценивалось как творческое начало, "самобытно созидающееся".
В психологическом анализе деятельности важная роль отводилась понятиям
"мотив" и "цель". Психическая жизнь человека
рассматривалась как саморегулируемая система. К источникам деятельности
относились как "естественно-органические" так и "социально-культурные"
запросы и потребности. Прослеживая двигательную активность ребенка с рождения
до 4-х летнего возраста, К. осмысливает ее как процесс социализации личности.
Труды К. изданы в «Избр. педагогических соч.», М., 1982.
В.В. Большакова