КЕТТЕЛЛ (Cattell) Джеймс Мак-Кин (1860 -
1944) - известный американский психолог, внедривший в психологию количественные
методы и изменивший тем самым облик этой науки. Образование получил в Лафайеттском
колледже (бакалавр, 1880) и Лейпцигском ун-те (д-р философии, 1886).
Профессиональная деятельность К. началась в Пенсильванском ун-те, где он
стал профессором и первым в мире заведующим кафедрой психологии (1887-1891). В
1985 г. К. - Президент АРА; с 1894 по 1903 г. – ред. "Psychological Review" и ряда др. журналов. К. был основателем и
президентом Психологической корпорации (1917), президентом 9-го Международного
конгресса по психологии (1929). После окончания колледжа К. поехал в Европу
изучать философию и встретился там с выдающимися психологами. Большое влияние
на него оказал В. Вундт (в Лейпциге), Лотзе (в Геттингене). Написав (совместно с Дж. Дьюи
и Джестроу) статью о Лотзе, К. получил
стипендию по философии в ун-те Джона Хопкинса (1882-1883). В это время в этом ун-те Ч.С. Пирс проводил
эксперименты по психофизике, а Стенли Холл создавал главную психологическую
лабораторию. Завершив в этой лаборатории несколько
работ по синхронности различных психологических процессов, К. вернулся к работе
с В. Вундтом (1883-1886) в качестве его
ассистента. Здесь он пров ел классические исследования объ ема внимания,
обнаружив феномен антиципации при тахистоскопическом предъявлении объекта.
Исследуя в соответствии с программой работ время реакции, К. обнаружил,
что его основанные на опыте теоретические взгляды отличаются от убеждений
Вундта. Исследования Вундта включали интроспекцию как метод контроля, а К.
убедился, что использовать необходимый субъективный контроль (метод
интроспекции по Вундту) ему очень трудно и потому он усомнился и в способности
других сделать это. Немного позднее он занялся психофизическими исследованиями.
В основе его подхода лежало убеждение в том, что
психофизика должна заниматься проверкой точности наблюдений при различных
условиях. Он высказал предположение, что ошибка наблюдения возрастает как
корень квадратный из наблюдаемой величины, а не прямо пропорционально этой
величине (как утверждает закон Вебера). Покинув Лейпциг (1886), К. встретился с
Фрэнсисом Гальтоном, под влиянием идей которого выполнил серию исследований по
индивидуальным различиям.. В свою очередь, это породило интерес к измерительным
методикам, которые К. назвал психологическими тестами (впервые это выражение он
ввел в своей статье «Mental tests and measurements. Mind, 15, 1890). Изучение психофизики и индивидуальных различий
натолкнуло К. на метод ранжирования, который широко использовался в
психофизике, эстетике и для оценки значимости. Он применил этот метод для
оценки относительной известности ученых, положив в основу своего справочника “Directory of American Men of Science” (1906, 6
изданий до 1938 г.). Имя К. не отождествляется с какой-либо определенной школой
или теорией в психологии, однако именно он внедрил в рамках функционалистского
подхода, количественные методы в психологию, изменив таким образом облик этой
науки. Наряду с Э.Б. Титченером, Д.М. Болдуином, Г. Мюнстербергом и др., К.
считают выдающейся фигурой “второго поколения” американских психологов. Он не
писал больших книг и его исследования изложены, преимущественно, в статьях
ведущих американских журналов (American Journal of Psychology, 1893, 5; Psychological Review, 1894, 1; 1896, 3; Philos. Stud., 1902, 19; Science Press, 1906, 32; и др.).
Л.А. Карпенко