КЛЕЙН (Klein) Мелани (1882 - 1960) -
английский психоаналитик австрийского происхождения. Одна из создателей
детского психоанализа. Основатель игровой психоаналитической терапии. Автор
теории объектных отношений. Училась в Будапеште и Берлине. Была учителем
начальной школы. В силу жизненных обстоятельств не получила желаемого
медицинского образования, но после знакомства с работами З. Фрейда и при
поддержке Ш. Ференци посвятила себя психоаналитической работе. Прошла курс
дидактического психоанализа у Ш. Ференци (1914) и К. Абрахама (1924).
Исследовала, г.о., психоаналитические проблемы детского возраста. В 1921-1926
гг. по предложению К. Абрахама работала в Берлинском психоаналитическом ин-те,
где занималась психоаналитическими исследованиями развития детей и опубликовала
ряд работ. Разработала и применила усовершенствованные методики
психоаналитического воздействия. В 1926 г., вскоре после смерти К. Абрахама
(1925), переехала в Лондон, где развивала теоретические воззрения и созданную
ею игровую психоаналитическую терапию, ориентированную на изучение и лечение
маленьких детей. В 1932 г. опубликовала работу "Детский психоанализ",
в которой изложила свои идеи о внутреннем мире ребенка и возможностях
психоанализа. Разрабатывала теории о раннем детском развитии и объектных
отношениях. Считала, что на психосексуальное развитие ребенка и формирование
его характера влияют доэдиповы факторы, в том числе агрессия и различные
конфликты. Первые проявления Эдипова комплекса относила к 2-3 годам жизни.
Придавала большое значение инстинкту смерти и деструктивным процессам.
Разработала концепцию проективной идентификации. Полагала, что основными
детерминантами поведения индивидов и групп являются процессы идентификации.
Значительно расширила содержание понятия "трансфер" и показала
разнообразие форм проявления трансфера и контртрансфера (перенесения и
контрперенесения). Модифицировала технику психоаналитической терапии.
Исследовала маниакально-депрессивные состояния и депрессивные позиции,
шизоидные механизмы, проблемы Эдипова комплекса, тревоги, чувства вины,
фантазии, деструктивной агрессии, зависти, ненависти, и др. Полемизировала с А
.Фрейд по ряду проблем детского психоанализа. Автор книг: "Детский
психоанализ" (1932), "Любовь, ненависть и компенсация" (1937, с
Дж.Ривьер), "Новые направления в психоанализе" (1955, в соавторстве),
"Зависть и благодарность" (1957), "Повествования о психоанализе
ребенка" (1961) и других работ по теории, методике и технике психоанализа.
В.И. Овчаренко