КЛЕЩЁВ Сергей Васильевич (1902 – 1944)
- физиолог, музыковед, автор исследований в области психофизиологии музыкальной
деятельности. В 1920-1924 учился в Кубанской консерватории по классу фортепиано
и Политехническом ин-те в Краснодаре. С 1924 г. К. преподавал игру на фортепиано в
Ленинграде, занимался на Высших курсах искусствознания при Институте истории
искусств. С 1927г. -лаборант по психофизиологии при
отделении театра и музыки Института истории искусств и в лаборатории академика
И. П. Павлова, где опубликовал первый опыт физиологической разработки
музыкальных проблем - "Физиология музыкального восприятия", (сб.:
"De Musica", вып. 3. Л-д.). В этой работе
К., в противовес Штумпфу, полагавшему, что животные не
воспринимают звуковые интервалы, экспериментально доказал, что животные могут различать
отношения тонов, т.е. реагировать на них так же, как и на отдельный тон. В этом
он видел нейрофизиологическую предпосылку возникновения музыки. По К. слуховое
восприятие музыкальных звуков и звукоотношений происходит по принципу условного
рефлекса. Музыкальная практика использует основные механизмы ВНД в целях
усиления эмоционального воздействия музыки на человека. Основоположником такого
подхода к проблемам музыкального искусства, за которым следовал К., был А.Г. Иванов-Смоленский, который в 1928-1934 гг. читал курс
физиологии ВНД в Ленинградской государственной консерватории. Несколько работ
К. в этот период посвящены физиологии движений в фортепианном исполнении. Он детально анализирует механизмы исполнительского движения,
показывая, что они определяются принципами условной связи, индукции,
локализации возбуждения во времени и пространстве (Филогенетические предпосылки
музыкального слуха (на нем. яз.) "Zeitschrift für
Sinnesphysiology", Lpz., 1932, Bd. 62, N6; Соотношение звуков как
условно-рефлекторное раздражение, - там же, 1932, Bd. 63; Влияние перемены
ритмического разделения на условно-рефлекторную нервную деятельность. - там же, 1933, Bd. 64, N 4,5).
К. приходит к выводу о том, что процесс развития пианистических движений и
техники музыканта идет по пути постепенного преодоления функций, обусловленных
экстрапирамидальной системой и развития пирамидальных импульсов. Иначе говоря,
техническое развитие музыканта определяется формированием и совершенствованием
тонкого волевого контроля движений. Этот вывод К. был воспринят музыкантами
критически, в печати возникла дискуссия, в которой оппонентом К. выступал Г. П.
Прокофьев. Идеальное протекание исполнительского процесса К.
рассматривал как переход от нотного знака - к представлению звучания, от него -
к представлению движения и от него - к осуществлению движения («К вопросу о
механизмах пианистических движений. (Физиологический этюд)». Сов. музыка, 1935; «Два пути развития
техники пианиста», там же, 1936). Однако, такая
последовательность отражает лишь общую логику связей, в действительности же
возможны и даже желательны непосредственные "сцепления" отдельных ее
звеньев. В своей исследовательской деятельности К также анализировал механизмы
сценического волнения музыканта, опираясь на Павловское учение о второй
сигнальной системе («Волнение на эстраде и методы его устранения» / Сов. музыка, 1936). Последней его
работой было исследование различения диссонирующих и консонирующих созвучий,
которая была опубликована в сб.: "Труды физиологических лабораторий
академика И. П. Павлова", т.10. Л., 1941. К. сочетал в себе талантливого
пианиста и психофизиолога. С началом ВОВ ушел на фронт и погиб в бою под Нарвой
(1944). В отечественной психологии исследование музыки и музыкальной
деятельности с позиций учения И. П. Павлова представлено в трудах М.П.
Блиновой, А. Брейтбурга, А. Мутли и др.
М.С.
Старчеус