http://psy.su/content/images/klimov.jpgКЛИМОВ Евгений Александрович (1930 - 2014) – российский психолог, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориентации. Ученик В.С. Мерлина. Д-р психологических наук (1969), профессор (1970). Чл.-кор. АПН СССР (1974), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (1992). Президент РПО (с 1994). Зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1983), декан фак-та психологии МГУ (1986-2000). Председатель Научно-методических Советов Учебно-Методического Объединения ун-тов РФ по психологии и по педагогическому образованию в ун-тах РФ (1988-2000). Гл. ред. журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» (1986-2000). Награжд ен почетным знаком "За заслуги в развитии системы профтехобразования" (1988) и профессиональным орденом Международной Академии Психологических Наук «За заслуги в психологии» (1998). Награжд ен Московским ун-том премией им. М. В. Ломоносова за цикл учебников и учебных пособий по психологии труда (1999). Окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического фак-та Казанского ун-та (1953 г.). Профессиональную научно-преподавательскую деятельность начал на кафедре педагогики и психологии Казанского ун-та (под руководством проф. В.С. Мерлина, 1953-1968) и одновременно (1953-1956) преподавал логику и психологию в средней школе. В 1959 защитил канд. дис. по психологии на тему «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов», в которой выдвинул идею возможной одинаковой эффективности разных стилей трудовой деятельности в противовес навязывания рабочим некоего «передового опыта новаторов, как лучшего и единственного в своем роде» («Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода», Казань, 1958). Проблема индивидуального стиля деятельности стала одной из основных в его дальнейших исследованиях. В 1968 г. К. защищает докт. дис.: "Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы", в которой показывает, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая "живая машина", а как субъект, создающий индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Результаты исследований были отражены в монографии «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта», (Казань, 1969). В 1968 г. получает приглашение возглавить отдел психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР (Ленинград, 1968-1976). Здесь под его руководством разрабатывались вопросы профориентации и психологического консультирования в области профессионального самоопределения. Была разработана широко применяемая в практике классификация профессий как многопризнаковых объектов ("Школа... а дальше?", Л., 1971). Создана программа профессиографического описания конкретных видов труда в целях профориентации, использованная при изучении множества профессий. Под ред. К. в 1970-е гг. в Ленинграде были опубликованы сборники "Человек и профессия" (8 выпусков), содержащие профориентационные описания специальностей, упорядоченых по типам (профессии социономические, технономические, биономические, сигнономические и артономические). Разработана также информационно-поисковая система «Профессиография», служившая информационным средством в работе профконсультанта и оптантов. В 1976 К. вновь возвращается к преподавательской деятельности в качестве профессора кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный педагогический университет). В 1980 г. получает приглашение работать в Москве на фак-те психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1983 г. возглавляет кафедру психологии труда и инженерной психологии, а с1986 по 2000 г. являлся деканом фак-та психологии. Основное направление исследований К. в этот период смещается в область изучения особенностей профессионального сознания и самосознания. Был установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии («Образ мира в разнотипных профессиях», М., 1995; «Психология профессионального самоопределения», Ростов-на-Дону, 1996). В 90-е годы объектом его исследований становятся профессиональные конфликты и их психологические источники («Конфликтующие реальности в работе с людьми: психологический аспект», М. - Воронеж, 2001), а также работа по созданию учебников и учебных пособий, в том числе: “Введение в психологию труда”, М., 1988, 1998; «Психология. Учебник для средней школы», М., 1996; «Основы психологии», М., 1997 /учебник для студентов – не психологов; «Основы психологии. Практикум», М., 1999. Для студентов педагогических вузов написано учебное пособие "Психология: воспитание и обучение", М., 2000. Общим достоинством этих учебников является то, что психика представляется в ее регулирующей функции в жизни людей и общества, научное представление о психических процессах, личности, сознании и самосознании оказывается необходимой составляющей картины мира современного человека. Кроме этого К. автор монографий: «Психология профессионала», М. - Воронеж, 1996; «История психологии труда в России», в соавт., М., 1992.

Л.А. Карпенко, О.Г .Носкова