КЛИМОВ Евгений Александрович (1930
- 2014) – российский психолог, специалист в области психологии труда,
профессионального образования и профориентации. Ученик В.С. Мерлина. Д-р
психологических наук (1969), профессор (1970). Чл.-кор.
АПН СССР (1974), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (1992). Президент РПО (с
1994). Зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова (с 1983), декан фак-та психологии МГУ
(1986-2000). Председатель Научно-методических Советов Учебно-Методического
Объединения ун-тов РФ по психологии и по педагогическому образованию в ун-тах
РФ (1988-2000). Гл. ред. журнала «Вестник Московского университета. Серия 14.
Психология» (1986-2000). Награжд ен почетным знаком
"За заслуги в развитии системы профтехобразования" (1988) и
профессиональным орденом Международной Академии Психологических Наук «За
заслуги в психологии» (1998). Награжд ен Московским
ун-том премией им. М. В. Ломоносова за цикл учебников и учебных пособий по
психологии труда (1999). Окончил отделение русского языка, логики и психологии
историко-филологического фак-та Казанского ун-та (1953 г.). Профессиональную
научно-преподавательскую деятельность начал на кафедре педагогики и психологии
Казанского ун-та (под руководством проф. В.С. Мерлина, 1953-1968) и
одновременно (1953-1956) преподавал логику и психологию в средней школе. В 1959 защитил канд. дис. по психологии на тему «Индивидуальные
особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью
нервных процессов», в которой выдвинул идею возможной одинаковой эффективности
разных стилей трудовой деятельности в противовес навязывания рабочим некоего
«передового опыта новаторов, как лучшего и единственного в своем роде»
(«Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального
подхода», Казань, 1958). Проблема индивидуального стиля деятельности
стала одной из основных в его дальнейших исследованиях. В 1968 г. К. защищает докт.
дис.: "Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических
свойств нервной системы", в которой показывает, что эффективность
деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек
рассматривается не как типовая "живая машина", а как субъект,
создающий индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности.
Результаты исследований были отражены в монографии «Индивидуальный стиль
деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К
психологическим основам труда, учения, спорта», (Казань, 1969). В 1968 г. получает приглашение
возглавить отдел психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР
(Ленинград, 1968-1976). Здесь под его руководством разрабатывались вопросы
профориентации и психологического консультирования в области профессионального
самоопределения. Была разработана широко применяемая в практике классификация
профессий как многопризнаковых объектов ("Школа... а дальше?", Л.,
1971). Создана программа профессиографического описания конкретных видов труда
в целях профориентации, использованная при изучении множества профессий. Под
ред. К. в 1970-е гг. в Ленинграде были опубликованы сборники "Человек и
профессия" (8 выпусков), содержащие профориентационные описания
специальностей, упорядоченых по типам (профессии социономические,
технономические, биономические, сигнономические и артономические). Разработана
также информационно-поисковая система «Профессиография», служившая
информационным средством в работе профконсультанта и оптантов. В 1976 К. вновь
возвращается к преподавательской деятельности в качестве профессора кафедры
психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный
педагогический университет). В 1980
г. получает приглашение работать в Москве на фак-те психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1983 г. возглавляет кафедру
психологии труда и инженерной психологии, а с1986 по 2000 г. являлся деканом
фак-та психологии. Основное направление исследований К. в этот период смещается
в область изучения особенностей профессионального сознания и самосознания. Был
установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и
профессионального самосознания в зависимости от типа профессии («Образ мира в
разнотипных профессиях», М., 1995; «Психология профессионального
самоопределения», Ростов-на-Дону, 1996). В 90-е годы объектом его исследований
становятся профессиональные конфликты и их психологические источники
(«Конфликтующие реальности в работе с людьми: психологический аспект», М. -
Воронеж, 2001), а также работа по созданию учебников и учебных пособий, в том
числе: “Введение в психологию труда”, М., 1988, 1998; «Психология. Учебник для
средней школы», М., 1996; «Основы психологии», М., 1997 /учебник для студентов
– не психологов; «Основы психологии. Практикум», М., 1999. Для студентов
педагогических вузов написано учебное пособие "Психология: воспитание и
обучение", М., 2000. Общим достоинством этих учебников является то, что
психика представляется в ее регулирующей функции в жизни людей и общества,
научное представление о психических процессах, личности, сознании и
самосознании оказывается необходимой составляющей картины мира современного
человека. Кроме этого К. автор монографий: «Психология профессионала», М. -
Воронеж, 1996; «История психологии труда в России», в соавт., М., 1992.
Л.А.
Карпенко, О.Г .Носкова