КОФФКА (Koffka) Курт (1886 – 1941) –
немецко-американский психолог, специалист в области психологии развития,
экспериментальной психологии, философии психологии, теоретической и общей
психологии. Профессор ун-та Гессена (1911-1927); соучредитель и ред. журнала “Psychologische Forschung” (1921-1935), профессор
Смит-Колледжа (1927-1941). Образование получил в Берлинском ун-те (д-р
философии, 1909), один год провел в Эдинбурге, что подтолкнуло его заняться
более “реалистической” наукой – психологией. Под руководством К. Штумпфа в
Берлинском ун-те написал дис. о восприятии музыкального ритма. Интерес Штумпфа
к феноменологии восприятия подготовили К. к принятию идей Макса Вертгеймера о
психологии «гештальта». На К. так же оказал влияние Эренфельс, сформулировавший
концепцию «Gestaltqualitat». Смысл этой концепции в том, что звуки
отличаются от изолированных тонов и что одиночный тон сам по себе не обладает
свойством формы, но передает эту форму другому тону – таким образом возникает
мелодия. К. всерь ез занялся гештальтпсихологией после встречи с В. К елером в
1911 г., когда они оба были испытуемыми в эксперименте Вертгеймера,
демонстрировавшего мнимое движение – фи-феномен. Вертгеймер, К елер и К., разрабатывая
гештальтпсихологию, старались оградить психологию от элементаризма, сенсуализма
и ассоциативизма. Во время Первой мировой войны К. работал с больными афазией в
Гессене, чтобы оценить потери слуха и слуховую локализацию. Свои исследования
по гештальтпсихологии публиковал в ведущих психологических журналах того
времени (1921-1922), утверждая, что гештальттеория – это больше, чем просто
теория восприятия, это всеобъемлющий путь к пониманию психологии, если не всех
вообще человеческих стремлений. Он изложил «гипотезу узла» Вертгеймера, чтобы
связать ощущение со «степенью сознательности».Он также связывал ощущение с
воображением, различая моментальные впечатления и остаточные, т.е. те ощущения,
которые сохраняются после воздействия и формируют часть нашей памяти. В 1921 г.
К. публикует на немецком языке книгу (в 1924 г. вышла на английском: “Growth of the Human Mind”, была переведена на многие другие языки;
репринтное издание в 1980 г.), в которой объединяет гештальтпсихологию и
психологию развития и воспитания ребенка. Особое внимание в ней уделяется опыту
и научению на ошибках. В целом К. подч еркивал взаимодействие врожденных
способностей и условий окружающей среды, опираясь на «теорию конвергенции» В.
Штерна. Книга содержит много практических примеров, иллюстрирующих физическое
развитие детей, их моторное обучение и развитие способностей к формированию и
восприятию идей, мыслительные процессы и память. В нескольких главах критикует
бихевиоризм Уотсона, коннекционизм Торндайка и стадии развития Карла Бюлера. К.
предполагал, что не существует «ассоциаций», а есть только «конфигурации». В
1932 г. был приглашен в СССР для проведения этнопсихологических исследований в
Узбекистане (с А.Р. Лурия и др. советскими психологами). Однако, заболев, не
смог закончить работу. Вернувшись в США, начал работать над книгой «Принципы
гештальтпсихологии» («Principles of Gestalt Psychology”, 1935), в которой
представил теоретическую систему поведения человека. В книге обсуждается
множество феноменов перцепции, которые относятся к 24 различным “законам”.
Некоторые из них используются как основа при обсуждении рефлексов, эмоции Эго,
общества и личности. Эта книга стала классикой психологической науки. В рус.
пер. изданы: «Основы психического развития», М.-Л., 1934; «Восприятие: введение
в гештальтпсихологию», в кн. «Хрестоматия по ощущению и восприятию», М., 1975;
«О внимании», в кн.: «Хрестоматия по вниманию», М., 1976.
Л.А. Карпенко