КОФФКА (Koffka) Курт (1886 – 1941) – немецко-американский психолог, специалист в области психологии развития, экспериментальной психологии, философии психологии, теоретической и общей психологии. Профессор ун-та Гессена (1911-1927); соучредитель и ред. журнала “Psychologische Forschung” (1921-1935), профессор Смит-Колледжа (1927-1941). Образование получил в Берлинском ун-те (д-р философии, 1909), один год провел в Эдинбурге, что подтолкнуло его заняться более “реалистической” наукой – психологией. Под руководством К. Штумпфа в Берлинском ун-те написал дис. о восприятии музыкального ритма. Интерес Штумпфа к феноменологии восприятия подготовили К. к принятию идей Макса Вертгеймера о психологии «гештальта». На К. так же оказал влияние Эренфельс, сформулировавший концепцию «Gestaltqualitat». Смысл этой концепции в том, что звуки отличаются от изолированных тонов и что одиночный тон сам по себе не обладает свойством формы, но передает эту форму другому тону – таким образом возникает мелодия. К. всерь ез занялся гештальтпсихологией после встречи с В. К елером в 1911 г., когда они оба были испытуемыми в эксперименте Вертгеймера, демонстрировавшего мнимое движение – фи-феномен. Вертгеймер, К елер и К., разрабатывая гештальтпсихологию, старались оградить психологию от элементаризма, сенсуализма и ассоциативизма. Во время Первой мировой войны К. работал с больными афазией в Гессене, чтобы оценить потери слуха и слуховую локализацию. Свои исследования по гештальтпсихологии публиковал в ведущих психологических журналах того времени (1921-1922), утверждая, что гештальттеория – это больше, чем просто теория восприятия, это всеобъемлющий путь к пониманию психологии, если не всех вообще человеческих стремлений. Он изложил «гипотезу узла» Вертгеймера, чтобы связать ощущение со «степенью сознательности».Он также связывал ощущение с воображением, различая моментальные впечатления и остаточные, т.е. те ощущения, которые сохраняются после воздействия и формируют часть нашей памяти. В 1921 г. К. публикует на немецком языке книгу (в 1924 г. вышла на английском: “Growth of the Human Mind”, была переведена на многие другие языки; репринтное издание в 1980 г.), в которой объединяет гештальтпсихологию и психологию развития и воспитания ребенка. Особое внимание в ней уделяется опыту и научению на ошибках. В целом К. подч еркивал взаимодействие врожденных способностей и условий окружающей среды, опираясь на «теорию конвергенции» В. Штерна. Книга содержит много практических примеров, иллюстрирующих физическое развитие детей, их моторное обучение и развитие способностей к формированию и восприятию идей, мыслительные процессы и память. В нескольких главах критикует бихевиоризм Уотсона, коннекционизм Торндайка и стадии развития Карла Бюлера. К. предполагал, что не существует «ассоциаций», а есть только «конфигурации». В 1932 г. был приглашен в СССР для проведения этнопсихологических исследований в Узбекистане (с А.Р. Лурия и др. советскими психологами). Однако, заболев, не смог закончить работу. Вернувшись в США, начал работать над книгой «Принципы гештальтпсихологии» («Principles of Gestalt Psychology”, 1935), в которой представил теоретическую систему поведения человека. В книге обсуждается множество феноменов перцепции, которые относятся к 24 различным “законам”. Некоторые из них используются как основа при обсуждении рефлексов, эмоции Эго, общества и личности. Эта книга стала классикой психологической науки. В рус. пер. изданы: «Основы психического развития», М.-Л., 1934; «Восприятие: введение в гештальтпсихологию», в кн. «Хрестоматия по ощущению и восприятию», М., 1975; «О внимании», в кн.: «Хрестоматия по вниманию», М., 1976.

Л.А. Карпенко