http://www.ninasvetlanova.com/Kogan/images/Kogan280.gifКОГАН Владимир Михайлович (1903 - 1985) – российский психолог, специалист в области афазиологии, патопсихологии, дефектологии, психологии труда. Д-р психологических наук (1963). Окончил Московский медико-педологический ин-т (1925) по специальности "педология". Ученик (аспирант) Л.С. Выготского (1925-1929). Профессиональная деятельность в качестве психолога началась под руководством И.Н. Шпильрейна в 1923 г. в Лаборатории промышленной психотехники НКТ СССР. Занимался профессиографией, рационализацией рабочих мест, профессиональной подготовкой, психологическими проблемами нормирования труда, исследованием трудовой мотивации («Психологический анализ профессий с точки зрения обучения» // Кадры социалистической промышленности, 1931). Одним из первых отечественных психологов изучал влияние обратной связи на эффективность труда. Опыт, накопленный в области психологии труда и промышленной психотехники, К. использовал в теории и практике врачебно-трудовой экспертизы. («Принципы психологического изучения изменения работоспособности у нервно-психических больных»// Проблемы врачебно-трудовой экспертизы. 1935; «Трудоустройство психически больных». Инструктивно-методические материалы по вопросам ВТЭ и трудоустройства. Сб. N 2. 1940). Возглавлял психологическую лабораторию Центрального ин-та экспертизы трудоспособности инвалидов (ЦИЭТИН) (с 1934 по 1972). Диагностику и прогноз трудоспособности К. строил на основе понимания психологической сущности труда, рассматривая целенаправленность и произвольность в качестве основных свойств трудоспособности, а социальную природу труда - как ведущую характеристику, определяющую принципы формирования, восстановления и оптимизации работоспособности. Подчеркивал доминирующую роль сознания, произвольной регуляции в компенсации дефектов («Роль сознания в процессе компенсации» / Организация труда и трудоустройства инвалидов, 1948). Систематизация дефектов работоспособности и знание мира профессий позволили К. разработать психологическую классификацию профессий в целях трудоустройства инвалидов. В годы ВОВ, работая в эвакогоспиталях, занимался восстановлением боеспособности раненых и трудовым обучением инвалидов войны вследствие черепных ранений и ранений верхних конечностей. В послевоенные годы К. - организатор трудоустройства инвалидов войны, занимался восстановительным обучением при афазиях вследствие ранений черепа. На эту тему защитил докт. дис.: «Восстановление речи при афазии» (1962). Создал метод диагностики снижения умственной работоспособности. В соответствии с тремя группами инвалидности выделил три степени снижения умственной работоспособности не специфичные для различных заболеваний. К. - автор ряда экспериментальных методик исследования умственной работоспособности, ставших классическими в практике врачебно-трудовой экспертизы. («Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы», тт. 1-3, ред. и соавт., 1969, 1971, 1974).

В.В. Болтенко