Кохут (Kohut) Хайнц (1913 - 1981)
- американский психоаналитик. Д-р медицины (1938), профессор (1957). После
окончания Деблингерской гимназии Вены (1932) продолжил образование в Венском ун-те
у А.Айхорна(1938). В связи с угрозой нацизма в 1939 г. эмигрировал сначала в
Англию, где некоторое время находился в лагере для перемещенных лиц, затем в
1940 г. - в США (получил гражданство в 1945 г.). Дальнейшее неврологическое и
психоаналитическое (включая курс лечения психоанализом) образование получил в
Чикаго. С 1941 г. по 1943 г. К. - невролог в госпитале Чикагского университета,
затем - преподаватель неврологии и психиатрии в этом университете (1943 –
1947), ассистент профессора психиатрии (1947 – 1950), профессор
психиатрии(1957), член правления Чикагского ин-та психоанализа. В 1973 г. К.
защитил докт. дис. в ун-те Цинциннати, в котором читал гостевые лекции.
Вице-президент Интернациональной психоаналитической ассоциации, президент
Чикагской психоаналитической ассоциации (1963-1964), президент Американского
психоаналитического общества (1964-1965). К. был очарован личностью З. Фрейда,
стремился быть не только его последователем, но и стать официальным преемником.
В 1946 г. обрушил яростную критику на Ф. Александера, отошедшего от
классического психоанализа и развивавшего свою теорию о соответствии
органических заболеваний типам эмоциональных конфликтов. Большое влияние на К.
имели А. Фрейд, Г. Гартман, П. Крамер, К. Эйсслер, но они без энтузиазма
встретили его интерпретации работ Фрейда. С 1959 г. К. начал развивать свою
психологическую теорию "Я", что было инициировано работой с
пациентами, имевшими "нарциссические расстройства" (неадекватная
самооценка, внутренняя неуравновешенность, трудности саморегуляции, потеря
смысла бытия) и не поддававшимися традиционному психоанализу. К. обнаружил, что
основная проблема таких пациентов заключается в неудовлетворенной потребности в
уважении, одобрении и причастности другим. Это заставило К. пересмотреть психоаналитические
постулаты, касающиеся категории "Я". В его подходе "Я"
стало рассматриваться как рефлексивная структура, выполняющая роль
самоотображения и самоотношения. При этом по своей структуре "Я" было
представлено как напряженная биполярная конфигурация, на одном полюсе которой
находятся "претензии Я" (потребность в господстве, в достижениях), на
другом - "идеализированный образ родителей" (идеализированные
ценности). В своей работе "Анализ самости" ("The Analysis of the
Self, a Systematic Approach to the Psychoanalitic Treatment of Narcissistic
Personality Disordes", 1971) на основе тщательных наблюдений предложил
план новой психологии и психоанализа самости. Создал Чикагскую школу
психотерапии, в которой основой психического расстройство рассматривался не
конфликт, а недостаток эмоционального тепла в раннем детстве, компенсировать
который возможно и необходимо во взаимоотношениях пациента и психотерапевта
(пациентом надо восхищаться и демонстрировать уважение).
Кондаков И.М.