Кондильяк (Condillac) Этьен (1715 -
1780) - французский мыслитель, просветитель, один из авторов
"Энциклопедии", лидер ассоциативного направления во французской
психологии. Чл. Французской академии (1768). Был воспитателем внука Людовика XV – герцога
Пармского (1758-1767). Начало его литературной деятельности относится к
середине 1740-х гг. (знакомство с Дидро, участие в создании «Энциклопедии»). Под
влиянием Дж. Локка развил сенсуалистическую теорию познания. В первых своих
работах трактовал психическое развитие как результат индивидуального опыта, в
котором, однако, важную роль играют речь и овладение другими знаками. В
дальнейшем отверг предложенное Локком разделение опыта на внешний (ощущение) и
внутренний (рефлексия) и отстаивал позиции крайнего сенсуализма ("Трактат
об ощущениях", 1754, в рус. пер. 1935). В целях придания своим воззрениям
наглядности предложил образ "статуи", которая первоначально не
обладает ничем, кроме способности ощущать. Никаких знаний или идей у нее быть
не может, пока она не получит самое простейшее ощущение. Притом в качестве
"первоощущения" К. выбрал несущее наименьшую информацию о внешнем
мире обонятельное ощущение. Достаточно того, чтобы один запах сменил другой,
чтобы сознание приобрело все то, что Декарт относил за счет "врожденных
идей", а Локк - рефлексии. Сильное и неожиданное ощущение порождает
внимание, когда это ощущение возвращается вновь - перед нами - память, два
ощущения дают сравнение, как исходную мыслительную операцию, суждение и т.д. вплоть
до самых сложных интеллектуальных операций. Новым важным моментом служит
присоединение ощущений осязания. Они дают "статуе" знание о том, что
вне нее находятся предметы. В вопросе о том существуют ли эти предметы
объективно или, как учил Беркли, даны только в восприятии, К. не занимал
определенной позиции, склоняясь к скептицизму. Чтобы объяснить каким образом
живое существо (в отличие от неподвижной статуи) способно перемещаться в
пространстве, К. наделил свою "статую" способностью не только ощущать
внешние качества, но и испытывать при этом чувства приятного или неприятного,
побуждающие двигаться в желаемом или нежелаемом направлении. Отвергая
декартовскую идею врожд енных идей, К. считал, что развитие способностей в
человеке определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием.
Сенсуализм К. и его критика метафизики 17 в. (учений Н. Мальбранша, Г.В.
Лейбница и др.) оказали непосредственное влияние на развитие французского
материализма. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце 18 – начале 19 вв;
понимаемая как общая грамматика всех знаков она включала у К. и математику
(«Язык исчислений», 1798). В рус пер. изданы труды К.: «Логика или умственная
наука, руководствующая к достижению истины», М., 1805; «Трактат о системах, М.,
1938; «Сочинения», М., 1980, т .1; 1982, т.2.
Л.А.
Карпенко, А.И. Липкина