КОНДРАТЬЕВ Михаил
Юрьевич (1956 - 2015) -
российский психолог, специалист в области социальной, пенитенциарной,
возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1996). Занимал должность отв. секретаря
Экспертного совета ВАК РФ по направлению «Педагогика и психология» (1994-1995).
Декан и профессор фак-та социальной психологии
Московского городского психолого-педагогического ин-та (с 1998 г.). Награжден
премией Президента РФ в области образования (1998). К. окончил исторический фак-т Московского государственного
педагогического ин-та (МГПИ) им. В.И. Ленина (1979). Профессиональную
деятельность начал в НИИ ОиПП АПН СССР (1977-1998), работая в лаборатории
психологии личности. В 1983 г.
защитил канд. дис. "Социально-ролевая детерминация
межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и
юношей", в которой был описан и экспериментально зафиксирован феномен
«нисходящей слепоты», отражающий специфическую зависимость характера
межличностного восприятия в группах от положения субъекта взаимодействия во внутригрупповой
статусной иерархии. Продолжая исследования в этом направлении, был одним
из авторов и соред. коллективной монографии «Личность и межличностные отношения
в коллективе», Ульяновск, 1988. Исследовал социальные ситуации развития
подростков в условиях пенитенциарных учреждений. Изучал проблемы авторитета
личности («Слагаемые авторитета», 1988), и разрабатывал концепцию «значимого
другого». Разработал специальные исследовательские методики для определения
круга авторитетных лиц, социально-психологическую методику на основе
модификации техники «репертуарных решеток» (Дж.Келли)
и др. («Социально-психологическая диагностика межличностных отношений
подростков», в кн. Социально-психологическая диагностика – коррекционный
инструментарий. М., 1993). В 1994 г. защитил докт. дис.
на тему "Психология межличностных отношений подростков в закрытых
учебно-воспитательных учреждениях", основные идеи
которой изложены в монографиях «Подросток в системе межличностных отношений
закрытого воспитательного учреждения» (1994), «Подросток в замкнутом круге
общения» (1997). Наряду с исследовательской работой в ПИ РАО по
совместительству работал в.н.с. Федерального института социологии образования
МО РФ (1993-1994), вел преподавательскую работу в Российской Академии Государственной
службы при Президенте РФ, в УРАО. Автор книг, в том числе глав и разделов
учебников: «Социальная психология», М., 1987; «Введение в психологию», М.,
1997; «Социальная психология личности в вопросах и ответах», Ростов/Дон, 2000;
«Психология», М., 2001.
Л.А.
Карпенко