КОРНИЛОВ Константин Николаевич (1879 – 1957) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор реактологической концепции. Д-р педагогических наук(1935), профессор (1921). Д. чл. АПН РСФСР (с 1943). Окончил Омскую учительскую семинарию (1898) и Московский ун-т (1910). В 1898-1905 – народный учитель в Сибири. С 1910 – научный сотрудник психологического института Московского университета, с 1916 – приват-доцент ун-та. В 1921 по поручению Наркомпроса организовал педагогической факультет 2-го МГУ и был назначен его деканом и профессором кафедры психологии. Его экспериментальные работы 1920-х гг. были посвящены изучению реакций (зависимости скорости и силы реакций от характера деятельности, задачи и т.д). В 1923-1930 и 1938-1941 директор НИИ психологии. В 1935 г. по совокупности работ ему была присуждена степень д-ра педагогических наук. В 1944-1950 К. - вице-президент АПН РСФСР. Редактор ряда педагогических и психологических журналов. На 1-ом (1923) и 2-м (1924) Всероссийских съездах по психоневрологии представлял разработанную им концепцию реактологии (1921 г.), которую в качестве марксистской психологии противопоставлял, с одной стороны, рефлексологии, а с другой -"идеалистической эмпирической психологии" Г.И. Челпанова. В 1931 г. в результате так называемой "реактологической дискуссии" К. отказался от реактологии. В последние годы жизни разрабатывал принципы целостного изучения личности, проблемы воли и характера. Участвовал в создании основных учебников по психологии для вузов. Автор трудов: «Современная психология и марксизм», Л., 1925; «Очерк психологии реб енка дошкольного возраста», М., 1927; «Учение о реакциях человека с психологической точки зрения (Реактология)», М.-Л., 1927; «Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма», М.-Л., 1931; «Психология», М., 1946.

А.В. Петровский