КРАЧФИЛД (Crutchfield) Ричард (1912 – 1977) –
американский психолог, специалист в области социальной и экспериментальной
психологии. Ученик Эдварда Толмена. Образование получил в Калифорнийском технологическом
ин-те (бакалавр, 1934). Д-р философии (Калифорнийский ун-т, Беркли, 1938).
Профессор (с 1983 г.) и ректор (1964-1965) Калифорнийского ун-та в Беркли,
занесен в Почетный список Калифорнийского ун-та (1976). Занимаясь социальной
психологией, К. одним из первых в 30-х г.г. настаивал на переходе
экспериментальной психологии от однофакторных опытов к многофакторным
экспериментальным моделям. Во время Второй мировой войны внес свой вклад в
развитие методологии опросов общественного мнения. После войны в соавторстве с
Давидом Кречем изложил свои идеи и результаты экспериментов в книгах “Теория и
проблемы социальной психологии” (“Theory and Problems
of Social Psychology”, 1948) и «Элементы психологии» (“Elements
of Psychology”,
1958; книга выдержала многочисленные переиздания; в 1970 г. третьим соавтором
стал Н.Ливсон). В этот период времени К. был избран в Совет представителей АРА
(1950-1953), затем президентом Отделения АРА по личностной и социальной
психологии (1953-1954). С 1953 г. и до конца жизни К. – профессор
Калифорнийского ун-та в Беркли .Здесь он занимался исследованием связи между
когнитивно-перцептивными процессами и важными аспектами личности. Наиболее
известна серия экспериментов о природе конформности в межличностной сфере,
опубликованная в эпоху «пика конформизма» в США («Conformity
and character»,
“American Psychologist”, 1955, 10). В конце 1950-х и в 60-е гг.,
работая в Институте развития исследований (1958-1959) и Институте исследования
базовых проблем Миллера (1962-1963), К. вместе с несколькими коллегами
разрабатывает программу автоматизированного обучения творческому мышлению,
которую в 1966 г. публикует в книге “The Productive
Thinking Program.
Brazelton (with M.V. Covington and L.B. Davis). Публикует статью,
посвященную креативным типам в математике (“Jornal
of Personality”,
1970, 38), и статью по креативным процессам в книге под редакцией М. Блумберга:
“Creativity: Theory and Recearch”, 1973. К был блестящим
педагогом, придерживался обобщающего подхода в эпоху специализации, сочетал
тщательность и точность с гуманистическим подходом и восприимчивостью
художника.
Л.А. Карпенко