КРАЧФИЛД (Crutchfield) Ричард (1912 – 1977) – американский психолог, специалист в области социальной и экспериментальной психологии. Ученик Эдварда Толмена. Образование получил в Калифорнийском технологическом ин-те (бакалавр, 1934). Д-р философии (Калифорнийский ун-т, Беркли, 1938). Профессор (с 1983 г.) и ректор (1964-1965) Калифорнийского ун-та в Беркли, занесен в Почетный список Калифорнийского ун-та (1976). Занимаясь социальной психологией, К. одним из первых в 30-х г.г. настаивал на переходе экспериментальной психологии от однофакторных опытов к многофакторным экспериментальным моделям. Во время Второй мировой войны внес свой вклад в развитие методологии опросов общественного мнения. После войны в соавторстве с Давидом Кречем изложил свои идеи и результаты экспериментов в книгах “Теория и проблемы социальной психологии” (“Theory and Problems of Social Psychology”, 1948) и «Элементы психологии» (“Elements of Psychology”, 1958; книга выдержала многочисленные переиздания; в 1970 г. третьим соавтором стал Н.Ливсон). В этот период времени К. был избран в Совет представителей АРА (1950-1953), затем президентом Отделения АРА по личностной и социальной психологии (1953-1954). С 1953 г. и до конца жизни К. – профессор Калифорнийского ун-та в Беркли .Здесь он занимался исследованием связи между когнитивно-перцептивными процессами и важными аспектами личности. Наиболее известна серия экспериментов о природе конформности в межличностной сфере, опубликованная в эпоху «пика конформизма» в США («Conformity and character», “American Psychologist”, 1955, 10). В конце 1950-х и в 60-е гг., работая в Институте развития исследований (1958-1959) и Институте исследования базовых проблем Миллера (1962-1963), К. вместе с несколькими коллегами разрабатывает программу автоматизированного обучения творческому мышлению, которую в 1966 г. публикует в книге “The Productive Thinking Program. Brazelton (with M.V. Covington and L.B. Davis). Публикует статью, посвященную креативным типам в математике (“Jornal of Personality”, 1970, 38), и статью по креативным процессам в книге под редакцией М. Блумберга: “Creativity: Theory and Recearch”, 1973. К был блестящим педагогом, придерживался обобщающего подхода в эпоху специализации, сочетал тщательность и точность с гуманистическим подходом и восприимчивостью художника.

Л.А. Карпенко