http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/347/346366/346366_html_m506854a4.jpgКРУТЕЦКИЙ Вадим Андреевич (1917 – 1991) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Д-р психологических наук (1968), профессор. В 1941 закончил отделение экономической географии МГУ и с августа этого же года начал свою профессиональную педагогическую деятельность (в армию не был призван из-за плохого зрения). Преподавал в техникуме, был завучем, затем директором школы. В 1947 поступил в аспирантуру Института психологии (позже - НИИ ОиПП АПН СССР, ныне ПИ РАО), в 1950 защитил канд. дис.: «Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников» и далее в течение тридцати лет работал в этом институте. В 1960 возглавил лабораторию способностей. С 1974 по 1980 - зам. директора НИИ ОиПП АПН СССР по научной работе. Исследовательская деятельность К. первоначально касалась проблем возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, что получило отражение в ряде книг, написанных в соавторстве с Н.С. Лукиным: «Психология подростка» (1959, 1965); «Воспитание дисциплинированности подростков» (1960); «Очерки психологии старшего школьника» (1963). Впоследствии предметом его особого внимания становится психология способностей. Будучи последователем идей Б.М. Теплова, реализовал его подход на математическом материале: выделил и описал компоненты математических способностей, вв ел понятие "математическая направленность ума", исследовал роль личностного фактора в становлении математических способностей. В 1967 защитил докт. дис.: «Психология математических способностей школьников». В 1968 г. опубликовал одноим енную монографию, которая была удостоена 1 премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и др. странах. Наряду с исследовательской продолжал заниматься преподавательской работой. Опубликовал ряд монографий и учебников по педагогической психологии: "Основы педагогической психологии", 1972), «Психология обучения и воспитания школьников» (1976); учебник для педучилищ "Психология" (1974, 1980, 1986). В посление годы жизни К. был профессором кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Под его руководством разрабатывались проблемы способностей учителя, изучались сущность и структкра общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвузов, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей и др. Результаты этой работы были представлены в последней монографии К. «Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития» (1992), обобщающей 10-летние исследования его творческой группы.

Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская