КУДРЯВЦЕВ
Товий Васильевич (1928 – 1987) – российский психолог, специалист в области
психологии обучения, мышления, труда и профессионального становления личности.
Д-р психологических наук (1972), профессор (1983). Образование получил в
Калининском пединституте (1946-1947), Казахском государственном ун-те
(Алма-Ата, 1947-1948), на отделении логики и психологии филологического фак-та МГУ (1948-1952). Профессиональную деятельность начал
в качестве учителя психологии, логики, русского языка и литературы в средних
школах г. Калинина (ныне – Тверь) и Ташкента
(1952-1953). В 1953 г.
поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, где в 1956 г. защитил канд. дис.
на тему: «Процесс
переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших
школьников». Дальнейшая профессиональная судьба К. вплоть до 1974 г. была связана с
Институтом психологии АПН РСФСР, где он работал в лаборатории психологии
обучения, а затем зав. лабораторией психологии политехнического и трудового
обучения. Исследования этого периода привели К. к созданию на «стыке»
психологии обучения, мышления и труда нового исследовательского направления –
психологии технического мышления (1960-е – начало 1970-х гг.). Раскрывая
природу и структуру технического мышления как теоретико-практического и
одновременно понятийно-образного, он анализирует содержание
конструктивно-технических задач, особенности процесса их решения (в том числе с
использованием средств наглядности), эксплицирует оперативный характер этого
вида интеллектуальной деятельности. На этой базе была разработана система
методик изучения и развития технического мышления
учащихся общеобразовательной школы, ПТУ и др., включая многофункциональный
конструктор «Комплексное учебное пособие по машинной технике». В 1972 г. К. защищает докт.
дис.: «Психология технического мышления» и в 1973 г переходит в НИИ
проблем высшей школы Минвуза СССР, где заведует отделом теории и методики
обучения. По совместительству препода ет в ряде
московских вузов. Исследования этого периода были обобщены в монографии
«Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических
задач», М., (1975). Поиски рациональных средств формирования способов решения
конструктивно-технических задач вылились в создание концепции проблемного
обучения, одним из зачинателей которого был К. Проблемное
обучение понималось им как тип развивающего обучения, содержание
которого представлено системой проблемно-творческих задач разного уровня
сложности. В процессе решения подобных задач учащимися в их совместной
деятельности с педагогом и под его общим руководством происходит овладение
новыми знаниями и обобщенными способами их приобретения, а через это
совершается их умственное (и шире – психическое) развитие. Наряду с этим К.,
его сотрудниками и последователями было проанализировано содержание основных
понятий теории проблемного обучения: «проблемная ситуация» и способы ее
разрешения, «учебно-проблемная задача», «проблема», «проблемный вопрос». Была
предложена типология проблемных ситуаций, выделены уровни проблемности в
обучении, построена обобщенно-алгоритмическая технология управления
познавательной деятельностью, а также критерии диагностики умственного развития
учащихся в его условиях. В 70-е гг. аналогичная проблематика разрабатывается им
в русле темы развития активности личности студента в
процессе профессионального становления. Значительным было участие К. и в
практическом реформировании высшего образования, в том числе – в направлении
его «психологизации» (был разработан один из первых психологических курсов для
технических вузов и др.). В 1979
г. К. возвращается в НИИ ОиПП, где до 1987 г. возглавляет вновь
организованную лабораторию психологии профессионального обучения. В этот период
разрабатывается концепция профессионального становления личности внутри
учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Не ослабевает
интерес К. и к проблемам развития профессионального мышления и творчества,
которое он считал основой профессионального становления личности. К. также
автор книг: «Развитие технического мышления учащихся», 1964 (в соавт.),
«Психология профессионального обучения и воспитания», 1985.
В.Т. Кудрявцев.