http://www.dates.gnpbu.ru/3-8/Kudrjavtsev_T/portret.jpgКУДРЯВЦЕВ Товий Васильевич (1928 – 1987) – российский психолог, специалист в области психологии обучения, мышления, труда и профессионального становления личности. Д-р психологических наук (1972), профессор (1983). Образование получил в Калининском пединституте (1946-1947), Казахском государственном ун-те (Алма-Ата, 1947-1948), на отделении логики и психологии филологического фак-та МГУ (1948-1952). Профессиональную деятельность начал в качестве учителя психологии, логики, русского языка и литературы в средних школах г. Калинина (ныне – Тверь) и Ташкента (1952-1953). В 1953 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, где в 1956 г. защитил канд. дис. на тему: «Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников». Дальнейшая профессиональная судьба К. вплоть до 1974 г. была связана с Институтом психологии АПН РСФСР, где он работал в лаборатории психологии обучения, а затем зав. лабораторией психологии политехнического и трудового обучения. Исследования этого периода привели К. к созданию на «стыке» психологии обучения, мышления и труда нового исследовательского направления – психологии технического мышления (1960-е – начало 1970-х гг.). Раскрывая природу и структуру технического мышления как теоретико-практического и одновременно понятийно-образного, он анализирует содержание конструктивно-технических задач, особенности процесса их решения (в том числе с использованием средств наглядности), эксплицирует оперативный характер этого вида интеллектуальной деятельности. На этой базе была разработана система методик изучения и развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы, ПТУ и др., включая многофункциональный конструктор «Комплексное учебное пособие по машинной технике». В 1972 г. К. защищает докт. дис.: «Психология технического мышления» и в 1973 г переходит в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где заведует отделом теории и методики обучения. По совместительству препода ет в ряде московских вузов. Исследования этого периода были обобщены в монографии «Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач», М., (1975). Поиски рациональных средств формирования способов решения конструктивно-технических задач вылились в создание концепции проблемного обучения, одним из зачинателей которого был К. Проблемное обучение понималось им как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемно-творческих задач разного уровня сложности. В процессе решения подобных задач учащимися в их совместной деятельности с педагогом и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и обобщенными способами их приобретения, а через это совершается их умственное (и шире – психическое) развитие. Наряду с этим К., его сотрудниками и последователями было проанализировано содержание основных понятий теории проблемного обучения: «проблемная ситуация» и способы ее разрешения, «учебно-проблемная задача», «проблема», «проблемный вопрос». Была предложена типология проблемных ситуаций, выделены уровни проблемности в обучении, построена обобщенно-алгоритмическая технология управления познавательной деятельностью, а также критерии диагностики умственного развития учащихся в его условиях. В 70-е гг. аналогичная проблематика разрабатывается им в русле темы развития активности личности студента в процессе профессионального становления. Значительным было участие К. и в практическом реформировании высшего образования, в том числе – в направлении его «психологизации» (был разработан один из первых психологических курсов для технических вузов и др.). В 1979 г. К. возвращается в НИИ ОиПП, где до 1987 г. возглавляет вновь организованную лабораторию психологии профессионального обучения. В этот период разрабатывается концепция профессионального становления личности внутри учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Не ослабевает интерес К. и к проблемам развития профессионального мышления и творчества, которое он считал основой профессионального становления личности. К. также автор книг: «Развитие технического мышления учащихся», 1964 (в соавт.), «Психология профессионального обучения и воспитания», 1985.

В.Т. Кудрявцев.