КЮЛЬПЕ (Külpe) Освальд (1862 - 1915) - немецкий психолог латвийского происхождения. Специалист в области психологии искусства, экспериментальной психологии, философии психологии и теоретической психологии. Обучался в ун-тах Лейпцига, Берлина и Геттингена. Ученую степень д-ра философии получил в Лейпциге (1887) у Вундта, которому посвятил свою первую книгу "Очерк психологии, основанной на эксперименте" (1893). Работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором. В 1894 переехал в ун-т Вюрцбурга, где в 1896 году создал лабораторию, исследования которой вызвали широкий интерес в психологическом обществе. В 1909 переехал в Бонн, а затем в Мюнхен, где занимался преимущественно философией и эстетикой. В первые годы своей деятельности К. был приверженцем выдвинутых Вундтом воззрений на предмет и методы психологии. Он считал ее наукой о "фактах опыта", понимая сам опыт (под влиянием Маха) как совокупность "чистых" и простейших переживаний (ощущений), которые становятся предметом психологии, когда рассматриваются с точки зрения их зависимости от переживающего субъекта (тогда как физика и другие науки, имея дело с теми же самыми ощущениями, абстрагируются от этого субъекта). Однако в дальнейшем, в период работы в Вюрцбурге, К. отвергает концепцию Вундта, считавшего, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) содержания сознания, а также концепцию Маха и Авенариуса, сводивших все богатство психического мира к ощущениям. Эксперименты К. приобрели новую ориентацию. Они показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно непосредственно не осознает. Из этого следовало, что, во-первых, наряду с сенсорным "материалом" в "ткань" психологической жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственными актами и, наконец, в-третьих, что неосознаваемость этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в критерий экспериментальной психологии - метод интроспекции. Эти выводы направили К. на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Сам К. не сформулировал эту программу в какой-либо специальной работе. Он делился своими замыслами и гипотезами с молодыми психологами, являлся испытуемым в их экспериментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная критика создавали в небольшом коллективе творческую атмосферу, благодаря которой этот коллектив оказался в качестве генератора новых идей продуктивнее, чем десятки других лабораторий в различных странах. К его главным достижениям принято относить распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю) и доказательство того, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам. Вместе с тем, К. не отступал от веры в субъективный метод как единственно подобающий психологии. Он предложил его модифицировать, преобразовав в метод "систематической экспериментальной интроспекции". Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями) испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о своих состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался "систематическим", поскольку весь процесс точно членился во времени на различные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль с психологической точки зрения может быть охарактеризована не только негативно (как качественно отличная от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующая значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о «фактуре сознания», в состав которой вводились новые феномены - умственные образы. Идеи К. сближали его подход, имевший экспериментальное основание, с философией Брентано и Гуссерля. Среди многих учеников К., наряду с теми, кто вошел в Вюрцбургскую школу, выделялись М. Вертгеймер - один из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджел - будущий лидер американской функциональной психологии. Последние годы жизни К. занимался проблемами эстетики, используя в этой области вслед за Фелнером эксперимент, изучая, в частности, реакции испытуемых на различные творения живописи. Эти его исследования остались незавершенными. Основные труды К.: “Grundriss der Psychologie” (Foundations of Psychology), Leipzig, 1893; “Einleitung in die Philosophie” (Introduction to Philosophy), 1985 и др. В рус. пер. изданы: «Введение в философию», СПб., 1901; «Современная философия в Германии», М., 1903 ; «Современная психология мышления», в сб. "Новые идеи в философии", СПб., 1914; «Психология мышления» / «Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления», М., МГУ, 1981.

И.М. Кондаков, А.И. Липкина.