КЮЛЬПЕ
(Külpe) Освальд (1862 - 1915) - немецкий психолог
латвийского происхождения. Специалист в области психологии искусства,
экспериментальной психологии, философии психологии и теоретической психологии. Обучался
в ун-тах Лейпцига, Берлина и Геттингена. Ученую степень д-ра философии получил
в Лейпциге (1887) у Вундта, которому посвятил свою первую книгу "Очерк
психологии, основанной на эксперименте" (1893).
Работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором. В 1894
переехал в ун-т Вюрцбурга, где в 1896 году создал лабораторию, исследования
которой вызвали широкий интерес в психологическом обществе. В 1909 переехал в
Бонн, а затем в Мюнхен, где занимался преимущественно философией и эстетикой. В
первые годы своей деятельности К. был приверженцем выдвинутых Вундтом воззрений
на предмет и методы психологии. Он считал ее наукой о "фактах опыта",
понимая сам опыт (под влиянием Маха) как совокупность "чистых" и
простейших переживаний (ощущений), которые становятся предметом психологии,
когда рассматриваются с точки зрения их зависимости от переживающего субъекта
(тогда как физика и другие науки, имея дело с теми же самыми ощущениями,
абстрагируются от этого субъекта). Однако в дальнейшем, в период работы в
Вюрцбурге, К. отвергает концепцию Вундта, считавшего, что экспериментальному
изучению доступны только элементарные (сенсорные) содержания сознания, а также
концепцию Маха и Авенариуса, сводивших все богатство психического мира к
ощущениям. Эксперименты К. приобрели новую ориентацию. Они показали, что
испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он
обычно непосредственно не осознает. Из этого следовало, что, во-первых, наряду
с сенсорным "материалом" в "ткань" психологической жизни
человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы
сопряжены с действиями субъекта, его умственными актами и, наконец, в-третьих,
что неосознаваемость этих актов в момент их совершения требует внести
коррективы в критерий экспериментальной психологии - метод интроспекции. Эти
выводы направили К. на разработку собственной программы лабораторных
исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Сам К. не
сформулировал эту программу в какой-либо специальной работе. Он делился своими
замыслами и гипотезами с молодыми психологами, являлся испытуемым в их
экспериментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная критика
создавали в небольшом коллективе творческую атмосферу, благодаря которой этот
коллектив оказался в качестве генератора новых идей продуктивнее, чем десятки
других лабораторий в различных странах. К его главным достижениям принято
относить распространение экспериментального метода на высшие психические
процессы (мышление и волю) и доказательство того, что мышление представляет
собой процесс, несводимый к чувственным образам. Вместе с тем, К. не отступал
от веры в субъективный метод как единственно подобающий психологии. Он
предложил его модифицировать, преобразовав в метод "систематической экспериментальной
интроспекции". Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая
логическую связь между понятиями) испытуемый должен был дать ретроспективный
отчет о своих состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот
самоотчет назывался "систематическим", поскольку весь процесс точно
членился во времени на различные отрезки и повторялся множество раз с целью
коррекции описания. Было установлено, что мысль с психологической точки зрения
может быть охарактеризована не только негативно (как качественно отличная от
сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующая значениями. Тем самым
решительно изменилось прежнее представление о «фактуре сознания», в состав
которой вводились новые феномены - умственные образы. Идеи К. сближали его
подход, имевший экспериментальное основание, с философией Брентано и Гуссерля.
Среди многих учеников К., наряду с теми, кто вошел в Вюрцбургскую школу,
выделялись М. Вертгеймер - один из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджел -
будущий лидер американской функциональной психологии. Последние годы жизни К.
занимался проблемами эстетики, используя в этой области вслед за Фелнером
эксперимент, изучая, в частности, реакции испытуемых на различные творения
живописи. Эти его исследования остались незавершенными. Основные труды К.:
“Grundriss der Psychologie” (Foundations of Psychology), Leipzig, 1893;
“Einleitung in die Philosophie” (Introduction to Philosophy), 1985 и др. В рус. пер. изданы:
«Введение в философию», СПб., 1901; «Современная философия в Германии», М., 1903
; «Современная психология мышления», в сб. "Новые идеи в философии",
СПб., 1914; «Психология мышления» / «Хрестоматия по общей психологии:
Психология мышления», М., МГУ, 1981.
И.М. Кондаков, А.И. Липкина.