Кулюткин Ювеналий Николаевич (р. 1932)
- российский психолог, д-р психологических наук (1973), профессор (1980). После
окончания филологического фак-та Гродненского
педагогического ин-та (1954) и аспирантуры Ленинградского НИИ педагогики АПН
РСФСР (1962) работал научным сотрудником, затем – зам. директора (с 1970) НИИ
общего образования. Чл.-кор. АПН СССР и РАО. Область
научных исследований К. - проблемы психологии обучения и развития взрослых
людей в различных образовательных системах при использовании разнотипных форм
образования (общего образования взрослых в вечерних и заочных средних и высших
школах); теоретико-методологические и методические основы повышения
профессиональной квалификации трудящихся; разработка психологических основ
самообразования взрослых. Изучены особенности мышления взрослых в ходе
образовательного процесса и структура их познавательной деятельности, выявлены
индивидуально- типические особенности их мыслительной деятельности и
закономерности обучаемости, специфика потребностей и запросов взрослого
человека по отношению к информации. В исследовании реализован комплексный,
междисциплинарный подход, проявляющийся в раскрытии социологических,
психологических и педагогических аспектов в их единстве; рассмотрении
взаимосвязи обучения и самостоятельной работы, теоретических знаний и
практического опыта в образовательном процессе. Наряду с
разработкой теоретических проблем психологии обучения взрослых, структуры и
особенностей их познавательной деятельности К. и его учениками и сотрудниками
выполнено большое число конкретных психолого-педагогических разработок и
подготовлены практические рекомендации по вопросам, посвященным оптимизации
процесса обучения взрослых в системе школьного и внешкольного образования, а
также в процессе самообразования взрослых («Эвристические методы в структуре
решений», 1970; «Индивидуальные различия в мыслительной деятельности
взрослых учащихся вечерних школ», 1967, в cоавт.;
«Исследования познавательной деятельности учащихся вечерних школ», 1977, в
cоавт.; «Моделирование педагогических ситуаций», 1981, ред. и соавт.;
«Психология обучения взрослых», 1985).