http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KULYUTKIN_Yuvenaliy_Nikolaevich/.Online/Kulyutkin_Yu.N.-P001..jpgКулюткин Ювеналий Николаевич (р. 1932) - российский психолог, д-р психологических наук (1973), профессор (1980). После окончания филологического фак-та Гродненского педагогического ин-та (1954) и аспирантуры Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР (1962) работал научным сотрудником, затем – зам. директора (с 1970) НИИ общего образования. Чл.-кор. АПН СССР и РАО. Область научных исследований К. - проблемы психологии обучения и развития взрослых людей в различных образовательных системах при использовании разнотипных форм образования (общего образования взрослых в вечерних и заочных средних и высших школах); теоретико-методологические и методические основы повышения профессиональной квалификации трудящихся; разработка психологических основ самообразования взрослых. Изучены особенности мышления взрослых в ходе образовательного процесса и структура их познавательной деятельности, выявлены индивидуально- типические особенности их мыслительной деятельности и закономерности обучаемости, специфика потребностей и запросов взрослого человека по отношению к информации. В исследовании реализован комплексный, междисциплинарный подход, проявляющийся в раскрытии социологических, психологических и педагогических аспектов в их единстве; рассмотрении взаимосвязи обучения и самостоятельной работы, теоретических знаний и практического опыта в образовательном процессе. Наряду с разработкой теоретических проблем психологии обучения взрослых, структуры и особенностей их познавательной деятельности К. и его учениками и сотрудниками выполнено большое число конкретных психолого-педагогических разработок и подготовлены практические рекомендации по вопросам, посвященным оптимизации процесса обучения взрослых в системе школьного и внешкольного образования, а также в процессе самообразования взрослых («Эвристические методы в структуре решений», 1970; «Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся вечерних школ», 1967, в cоавт.; «Исследования познавательной деятельности учащихся вечерних школ», 1977, в cоавт.; «Моделирование педагогических ситуаций», 1981, ред. и соавт.; «Психология обучения взрослых», 1985).

Ю.H.Олейник