Кузьмина Нина Васильевна (p. 1923) -pоссийский педагог, психолог. Специалист в области теории и
истории педагогики, методологии педагогических исследований, изучения
профессионального мастерства педагога. Автор теории функционирования
педагогических систем. Д-р психологических наук, профессор. Чл.-кор. АПН СССР (1979). Зав. кафедрой педагогики и
педагогической психологии ЛГУ (с 1969). Гл.н.с. отдела психологии Всесоюзного
НИИ профессионально-технического образования. В разработанной К. общей теории
функционирования педагогических систем представлена методология
системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, обоснованы принципы
изучения деятельности учителя и учащихся, пути внедрения психолого-педагогических
данных в практику организации и управления педагогическим процессом. Реализуя целостный подход к анализу педагогической деятельности, К.
дает всестороннюю психолого-педагогическую характеристику труда учителя и
методов его изучения, исследует формирование его педагогических способностей и
профессионального мастерства в процессе вузовской подготовки и непосредственной
педагогической практики, предлагает систему методов оценки уровня
подготовленности учителя к деятельности («Формирование педагогических
способностей», 1966; «Методы исследования педагогической деятельности», 1970;
«Методы системного педагогического исследования», 1980).
Рассматриваются психолого-педагогические проблемы высшей школы («Основы
вузовской педагогики», 1972; «Проблемы профессионального отбора и подготовки
студентов», 1970). К. и ее учениками много сделано для внедрения достижений
педагогической и психологической наук в практику обучения и воспитания,
создания и совершенствования деятельности практических
психолого-педагогических центров и учреждений в Ленинграде (ныне
Санкт-Петербург). К. является также автоpом
акмеологической концепции непрерывного образования.
В.А. Кольцова, Ю.H. Олейник.