http://i.vih2school-2014.ru/u/pic/12/f87414ba7611e4a6d1e232d3bc9d9e/-/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9D%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpgКузьмина Нина Васильевна (p. 1923) -pоссийский педагог, психолог. Специалист в области теории и истории педагогики, методологии педагогических исследований, изучения профессионального мастерства педагога. Автор теории функционирования педагогических систем. Д-р психологических наук, профессор. Чл.-кор. АПН СССР (1979). Зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ (с 1969). Гл.н.с. отдела психологии Всесоюзного НИИ профессионально-технического образования. В разработанной К. общей теории функционирования педагогических систем представлена методология системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, обоснованы принципы изучения деятельности учителя и учащихся, пути внедрения психолого-педагогических данных в практику организации и управления педагогическим процессом. Реализуя целостный подход к анализу педагогической деятельности, К. дает всестороннюю психолого-педагогическую характеристику труда учителя и методов его изучения, исследует формирование его педагогических способностей и профессионального мастерства в процессе вузовской подготовки и непосредственной педагогической практики, предлагает систему методов оценки уровня подготовленности учителя к деятельности («Формирование педагогических способностей», 1966; «Методы исследования педагогической деятельности», 1970; «Методы системного педагогического исследования», 1980). Рассматриваются психолого-педагогические проблемы высшей школы («Основы вузовской педагогики», 1972; «Проблемы профессионального отбора и подготовки студентов», 1970). К. и ее учениками много сделано для внедрения достижений педагогической и психологической наук в практику обучения и воспитания, создания и совершенствования деятельности практических психолого-педагогических центров и учреждений в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). К. является также автоpом акмеологической концепции непрерывного образования.

В.А. Кольцова, Ю.H. Олейник.